Угрюмов Григорий (1764-1823)
Портрет И.В. Водовозова
1814
Размер - 71 x 57,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.115
Приобретено П.М. Третьяковым у семьи Водовозова. Начало 1880-х
Григорий Иванович Угрюмов был сыном купца Норской слободы под Ярославлем, депутата Комиссии по составлению проекта Нового уложения. Учился в Императорской Академии художеств с 1770 по 1785 год в классе исторической живописи Г.И. Козлова и П.И. Соколова. Закончив Академию с аттестатом 1-й степени, пять лет был в пенсионерской поездке в Италии. В 1791 году по возвращении в Петербург определен преподавателем в класс исторической живописи. В 1794-м признан «назначенным» в академики, в 1797-м удостоен искомого звания, c 1798-го – адъюнкт-профессор, с 1820-го – ректор Академии.
Будучи историческим живописцем, в 1810-е годы Угрюмов увлекся портретным искусством, в котором его реалистические устремления проявились ярче, нежели в исторических и религиозных композициях. Этому способствовала работа над простой моделью, а также общение мастера с художниками-портретистами. Особое место среди портретов Угрюмова занимают изображения купцов. Как выходец из купеческой среды, он хорошо знал людей этого сословия.
Герой портрета Иван Васильевич Водовозов (? – 1828) – именитый петербургский купец. Он вел большую заграничную торговлю, состоял корреспондентом Вольного экономического общества, общался с художниками. Однако в 1817 году (по другим данным, после наводнения 1824-го) Водовозов разорился и был объявлен несостоятельным должником. Историк В.И. Семевский, автор биографического очерка о В.И. Водовозове, писал, что в семье было четыре дочери и три сына. Одна из дочерей, Евгения Ивановна, после 1807 года стала женой Угрюмова. Получил известность также сын – педагог В.И. Водовозов.
В камерном портрете, выполненном вполне мастерски, хорошо передана массивность модели. Выразительны лицо и широкая, точного рисунка рука Водовозова, приложенная к груди, вероятно, характерным для него жестом. Портрет написан в 1814 году, судя по надписи на обороте, выполненной на французском языке, скорее всего, сыном Водовозова. Долгое время он хранился в фамильном собрании, где его видел П.Н. Петров, считавший, что «голова Водовозова написана прекрасно». Авторство Угрюмова подтверждал также и неизвестный художник или собиратель картин, посетивший дом Водовозовых, где уже было забыто имя автора. Возможно, после этого и была сделана надпись.
Подобными аналогиями произведений Угрюмова в Третьяковской галерее служат его портреты купеческой четы Серебряковых (1813) и лейб-медика И.К. Каменецкого.