Это произведение – парное
к одноименной картине того же автора (Государственная Третьяковская галерея). Оба полотна выполнены в монохромной технике гризайля, когда художник тончайшей градацией оттенков серого цвета имитирует фактуру резной мраморной поверхности. Подобные декоративные панно приобрели особую популярность во второй половине XVIII века, когда определяющим стилем в искусстве стал классицизм, и мраморная скульптура, подражавшая античной пластике, играла важную роль в оформлении помещений. Иногда заказчики покупали вместо настоящей скульптуры так называемые обманки – написанные маслом на холсте изображения, имитирующие гипсовые и каменные рельефы. Такие обманки любил заказывать князь А.И. Вяземский для интерьеров возведенной в конце XVIII века подмосковной резиденции Остафьево, откуда и происходят рассматриваемая и парная к ней картины Угрюмова. Кроме этих двух произведений, в Третьяковской галерее хранится еще несколько декоративных панно из Остафьева:
«Альдобрандинская свадьба»,
«Античный сюжет»,
«Амуры с плодами. Осень», принадлежащие кисти неизвестных мастеров.
Повинуясь законам строгого классицистического ансамбля, «Детская вакханалия» должна была подчеркнуть плоскость стены, слиться с ней в единое целое. Поэтому изображение имеет фризообразное построение, практически не передающее глубины.
Художник старается расположить путти вдоль плоскости полотна в живых свободных позах, непринужденно взаимодействующими друг с другом: влюбляющимися, ссорящимися, дегустирующими только что собранные фрукты. Корзины, наполненные свежими сочными фруктами, были важным атрибутом вакханалий – популярных в Древней Греции и Древнем Риме праздников урожая.
Представленная картина была исполнена Г.И. Угрюмовым в период его обучения в историческом классе Императорской Академии художеств. Сохранились сведения о том, что в 1784 году панно «Детская вакханалия, или Амуры» было продано на аукционе за 25 рублей в факторской – специальной лавке при Академии художеств, которая занималась в том числе продажей ученических работ.