Угрюмов Григорий (1764-1823)
Детская вакханалия (Амуры)
1783
Размер - 107 x 173,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.20670
Поступило из Государственного музея-усадьбы "Остафьево" – "Русский Парнас". 1930
Эта работа – парная к одноименной картине того же автора (Государственная Третьяковская галерея). Обе композиции восходят к рельефам известного фламандского скульптора Ф. Дюкенуа (1597–1643), находящимся сегодня в галерее Дория Памфили (Рим). Скульптор прославился многочисленными вариациями мотива детской вакханалии. Живописные копии с рельефов, принадлежавшие М.Й. Геерартсу (1704–1791) и послужившие Угрюмову оригиналами, в XVIII веке оказались в коллекции графа И.И. Шувалова. В 1758 году большую часть своего живописного собрания, в том числе панно Геерартса, граф подарил основанной им Петербургской Академии художеств, где картины неоднократно копировались воспитанниками.
Вакханалиями в Древней Греции и Древнем Риме называли праздники урожая, связанные с прославлением плодородия и щедрости земли и посвященные культу Вакха (Диониса) – бога растительности, виноделия и виноградарства. Поэтому не случайно в центре композиции Угрюмова на бочке восседает юный Вакх с традиционным для него венком из виноградной лозы на голове и бодро поднимает чашу с молодым вином. Он окружен обычными своими атрибутами: под ноги ему высыпаются на землю из бочки гроздья спелых ягод, справа художник разместил тирс – жезл (нередко он изображался увитым плющом) с привязанной на конце шишкой пинии. Тирс считался символом плодородия. Слева от Диониса резвятся жизнерадостные участники празднества.
Вакхические сюжеты были особенно популярны в эпоху барокко. Художников привлекало изображение стихии безудержного веселья, выплескивающегося за рамки всяких правил, возможность построения насыщенной, наполненной движением композиции, разнообразие случайных поз изображенных персонажей, кружащихся в неистовом танце менад и захмелевших сатиров. Однако Дюкенуа, стоявший у истоков формирования классицизма, заменяет привычных вакхов и вакханок очаровательными пухлыми детскими фигурками путти с неторопливыми, немного неуклюжими движениями, чтобы придать сцене классицистическое благообразие и благопристойность. Это решение оказалось созвучно творчеству М.Й. Геерартса, известного фламандского исторического живописца, который прославился работами в технике гризайля и живописными имитациями барельефов, а вслед за ним и Г.И. Угрюмова, чья деятельность приходится на эпоху главенства классицистических догм в живописи.
Картина происходит из знаменитой подмосковной усадьбы Остафьево. В начале XIX века она, как и парная ей работа, находилась в библиотеке князя А.И. Вяземского. Из богатой живописной коллекции Остафьева, после закрытия там музея, в Третьяковскую галерею вместе с панно Г.И. Угрюмова попали в общей сложности десять живописных полотен, среди которых «Портрет детей австрийской императрицы Марии-Терезии» А.П. Антропова, «Портрет князя А.А. Вяземского» К.Л. Христинека, декоративные панно неизвестных художников «Античный сюжет» и «Альдобрандинская свадьба», «Юпитер и Юнона, окруженные амурами» и «Амур и путти».