Явление ангела Маною и его жене
Патрон шедевра
Угрюмов Григорий (1764-1823)
Явление ангела Маною и его жене
Первая половина 1780-х
Размер - 52 x 71
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11203
Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова. 1929
Картина написана на редкий в искусстве библейский сюжет (Суд. 13: 19–21). Бездетными супругам – Маною из города Цоры и его жене, явился ангел и возвестил о рождении сына Самсона, который «начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд. 13: 5). Маной принес жертву Богу, совершив всесожжение, и ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и его жена пали лицом на землю. Этот момент и изображен на полотне. Справа над жертвенником в динамичной позе и развевающихся одеждах изображен крылатый вестник, словно слетевший с небес. В испуге и удивлении отпрянула от него женская фигура, замер упавший на колени лицом вниз Маной, простирая руки к ангелу. Композиция по-классически уравновешена, фигуры и предметы вписаны в прямоугольник. Но резкие световые акценты, сильные контрасты с затемненными участками полотна, разнонаправленные движения героев и прихотливый рисунок складок драпировок напоминают о стилистике барокко.
Упоминаний о подобном сюжете в литературе об Угрюмове не встречается. Однако по каталогам и архивным источникам научному сотруднику галереи С.С. Степановой удалось выяснить, что в собрании Музея Академии художеств находилось полотно венецианского мастера XVII века Грегорио Ладзарини (1655–1730) «Явление ангела родителям Самсона», которое предоставлялось ученикам для копирования. Таким образом, был сделан вывод, что эту картину мог копировать и Григорий Угрюмов, будучи учеником Академии художеств с 1770 по 1785 год.
Местонахождение картины Ладзарини в настоящее время неизвестно, что не позволяет судить об иконографическом соответствии работы русского художника полотну итальянского мастера. Особую ценность представляет то, что данное произведение является самой ранней живописной работой Угрюмова, ставшего по окончании Академии художеств и стажировки в Италии одним из самых известных исторических живописцев и профессоров русской художественной школы.