Красулин Андрей (род. 1934)
Растения
1971
Размер - 164 x 34 x 18
Материал - дерево
Инвентарный номер - СКС-2816/1-3
Приобретено у автора; поступило от МК РФ. 1995
В собрании Третьяковской галереи широко представлено творчество Андрея Николаевича Красулина, яркого художника плеяды шестидесятников. Его сложно причислить к определенному направлению или течению. Творческая деятельность мастера началась в 1960-е годы и существовала особняком, не завися ни от официальной художественной жизни советского времени, ни от протестного движения отечественного андеграунда. Окончив отделение монументальной и декоративной скульптуры в Московском высшем художественно-промышленном училище (ныне МГХПА им. С.Г. Строганова), Красулин сразу отошел от традиционных принципов ваяния и сосредоточился на экспериментальном методе самовыражения.
Произведение «Растения» выполнено Андреем Красулиным в начале 1970-х годов, когда лишь немногие из отечественных художников решались на подобные эксперименты. Как и в других ранних скульптурах из собрания Третьяковской галереи, таких как «Садовник» и «Памятник снегирю», художник своеобразно претворяет в этой работе явления мира природы в форму абстрактных объектов, выполненных из дерева. Внешний облик «Растений» Красулина нарочито скромен и даже груб. Срезы ствола и деревянные доски в скульптуре едва тронуты мастером, естественная фактура и цвет материала становятся не менее значимым фактором эстетического воздействия на зрителя, чем следы авторского вмешательства. Избегая подражания миру растений, в лаконичных образах-символах художник передает скрытую от глаз идею реальных явлений.
Форма «Растений» Андрея Красулина очищена от всего, что отталкивало его в современном искусстве: от литературности, мелкотемья, натурализма, избыточной детализации. По словам художника, подобные образы приходят к нему спонтанно, а иногда и во сне, как таблица Менделеева. Плодотворно работая на протяжении более шести десятков лет, Андрей Красулин создал узнаваемую художественную систему знаков, собственный мир чистых идей, воплощенных не только в произведениях скульптуры, но также в живописи и графике.