Свое произведение Андрей Красулин посвятил отцу Николаю Петровичу, который был незаурядной личностью со сложной судьбой. Жена художника, писательница Людмила Улицкая, так описывала этого человека: «Он умер девяноста пяти лет, ветеран трех войн – империалистической, гражданской, отечественной, потерявший ногу в Севастополе, биолог, специалист по лесу, человек образцового достоинства, красоты и большой физической силы. Очень педантичный, организованный, западного, даже, пожалуй, немецкого, склада». Андрей Красулин с большим уважением относился к отцу и неоднократно в своем творчестве обращался к его образу. Николаю Петровичу, в том числе, посвящена большая работа художника из дерева под названием «Садовник», также вошедшая в собрание Третьяковской галереи.
«Портрет отца» лишь условно передает индивидуальные черты: мужская голова в произведении утрачивает реальные человеческие пропорции. Глаза на плоском лице едва намечены, прямой заостренный нос предельно геометризован, маленький рот обозначен прорезью. Художественный язык этой работы отсылает к лаконично-выразительным образам знаменитых кикладских идолов. Бугристая фактура поверхности скульптуры Андрея Красулина и ее неоднородный цвет усиливают «звучание» архаичности, создавая впечатление выкопанного из земли артефакта – памятника древних цивилизаций.
Образный строй этого и ряда других ранних произведений художника, по точному замечанию искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, выражает «архетипическую сущность Ветхого Адама, сохранившего свои основные свойства до сегодняшнего дня». Подобная стилистика архаично-геометризованных образов впоследствии получила развитие в обширном цикле рельефов Андрея Красулина под названием «Театр» (1969), созданном мастером в связи с заказом по оформлению Драматического театра в Туле. Одна из работ этой серии – монументальный рельеф, в 1989 году был вмонтирован в стену вестибюля второго этажа Третьяковской галереи на Крымском Валу и с того момента является неотъемлемой частью его интерьера.