Красулин Андрей (род. 1934)
Памятник снегирю
1974
Размер - 84 x 47 x 40
Материал - дерево
Инвентарный номер - СКС-1667
Приобретено у автора. 1994
Андрей Красулин – художник, создавший особую эстетику и систему знаков, которые, по-разному проявляясь в его скульптуре, живописи, графике и воздушных объектах, делают почерк автора узнаваемым. Одной из принципиальных творческих позиций мастера стал его отход от скульптуры в ее традиционном понимании, то есть отказ от создания произведений, подразумевающих, по выражению автора, «насилие» над материалом. В своих рассуждениях об искусстве Красулин отмечал, что художник, вырубающий из деревянного бревна нос и глаза, «безнадежно портит совершенное создание природы». Его собственная работа с материалом подразумевает иной подход, где использование сколов и щепок становится формой творчества, которую, по словам мастера, «дерево с удовольствием принимает».
Появление работы «Памятник снегирю» связано с эпизодом из жизни Андрея Красулина. Художник вспоминал, как однажды в начале лета у Москвы-реки он подобрал серого птенца, который к осени превратился в прекрасного снегиря. Питомец стал домашним и совсем ручным: его выпускали полетать, после чего он всегда возвращался. Жизнь птицы неожиданно оборвалась в когтях кошки, прыгнувшей за ним на форточку. Этот печальный эпизод лег в основу произведения, вошедшего в собрание Третьяковской галереи.
Сложный метафорический язык Андрея Красулина родствен эстетике минимализма. Символичный памятник снегирю в произведении художника лишь условно напоминает зрителю дерево с сидящей на его ветке птицей или саму птицу. Вертикальная конструкция, составленная из деревянных дощечек и брусков, скорее близка не миру природы, а подобию некоего конструктивного элемента, что не случайно для Красулина, много работавшего в сфере архитектуры и дизайна. И только утолщение одного из маленьких брусков, окрашенное в красный цвет, вполне очевидно отсылает в произведении к характерной грудке снегиря.