Старженецкая Ирина (род. 1943)
Двое в лодке
1982
Размер - 113 x 137
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4405
Поступило от МК СССР; приобретено у автора. 1991
В искусстве Ирины Старженецкой в 1980-е годы появляется стремление к философской глубине. Она создает ряд живописных работ, которые представляют собой серию картин о единстве человека и природы, структурно и ассоциативно построенных по схемам и канонам средневекового искусства. И.А. Старженецкая на протяжении всего творчества много пишет природу. Ее пейзажи тяготеют к скупости сюжетов, к частым повторениям мотивов, и это концентрирует ее исключительно живописные устремления, делает их более ясными. Ирина Старженецкая изображает природу средней полосы России. В 1979 году она приобрела дом в Тарусе, и этим теперь определен ритм ее жизни: с весны до осени она работает в Тарусе, а зимой – в Москве.
Природа, написанная И. Старженецкой, всегда узнаваема, ведь каждый ее мотив – уголок Тарусы. Каждый год он по-разному значительный и вдохновляющий, торжественный и величавый.
В произведении «Двое в лодке» изображены очень схематично мужчина и женщина, катающиеся на лодке по багровой от заката Оке. Это и автопортрет художницы с мужем, скульптором Анатолием Комелиным, и абстрактная пара одновременно. Используя золотистый фон в изображении неба, киноварь в одежде и поверхности реки, автор отсылает нас к иконописному значению цветов. Здесь Старженецкая стремится к усложнению, закодированности пластического языка. Такой подход лишает художника непосредственности, но зато дает простор воображению зрителя. Метафорическая значительность таких элементов формы, как цвет, свет, пространство, соотношение объемов, делает работы художницы рассчитанными на многослойное восприятие. В них есть текст и подтекст, явная сюжетная коллизия и скрытый смысл, внешнее простодушие и внутренне напряженное выражение авторского отношения к миру, открытое обращение к образцам искусства прошлого и поиски самобытного пластического языка.