Старженецкая Ирина (род. 1943)
Цветы и желтое небо
2002
Размер - 120 x 100
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6948
Пост. от Старженецкая И.А.
Ирина Старженецкая принадлежит к поколению художников, которые именуются семидесятниками. Натюрморты, написанные художницей с 1995 года, чаще всего хочется назвать портретами цветов. Изображение самых обычных гладиолусов, пионов, маков, ирисов, тюльпанов превращается в пейзаж и непроизвольно прочитывается как метафора космоса. На создание подобных изображений Ирину Старженецкую вдохновил сад дома-музея К.Г. Паустовского в Тарусе, где хозяйка выращивает цветы огромных размеров. Впервые увидев столь крупные и разнообразные цветы, художница передает первое свое ощущение на холстах, в которых всё пространство занимает изображение цветка, часто даже без стебля. Именно в цветах есть ощущение живой, странной и ускользающей красоты мира.
В картине «Цветы и желтое небо» Старженецкая вытягивает, укрупняет пластическую форму, усиливая ощущение жизни в ее изменчивой подвижности. На такое впечатление работают крупные цветовые пятна нежнейших оттенков. Это почти абстрактное искусство, фантазии на тему природы. Пейзаж, где трава, бутоны, листья сплавляются с ярко-желтым небом, написан в свободной живописной манере. Художница только намечает формы, не прорабатывает деталей, строит композицию цветовыми пятнами. Линии, контуры, внутри и за пределами которых появляется цвет, –особенность этой работы. У Старженецкой плавкий, текучий цвет, как правило, не имеющий строгого ограничения в пространстве. Это не просто стилевой прием мастера. Подвижная, словно бы сдвинутая с линейных основ и слегка дрожащая поверхность произведения создает ощущение, что всё изображенное – не просто наблюдаемое, но и воображаемое художницей. «Цветы и желтое небо» поражают богатством цветовой палитры, яркостью сочетаний насыщенных, полновесных красок. Образы полны динамики, равновесие здесь шатко, и именно поэтому оно волнует. Красота холста, открытие цветущего мира несет ощущение счастья. Поэтика Ирины Старженецкой являет единство увиденного и прочувствованного.