К 1980-м годам Ирина Старженецкая освободилась от повествовательности, определенности в трактовке формы, на первый план выступили живописные задачи. Для нее цвет стал особым живописным приемом, с помощью которого художница создает настроение, сообщает композиции напряженность и динамичность. В этот период живопись стала экспрессивно-подвижной, насыщенной цветовой и световоздушной динамикой, образы ее картин наполнились лирической символикой.
В эти годы создавалась картина «Пристань. Гроза». На высоком берегу спинами к зрителю изображена группа взрослых и детей. Не контактируя между собой, они объединены состоянием ожидания, окружены общей средой – влажным воздухом. Воздушная среда здесь – важный компонент, в котором соединились общее состояние, настроение и потаенные мысли каждого. Этому полотну присуще необыкновенное, чарующее колористическое решение, что будет характерно для живописи художницы в дальнейшем. Яркие – алые, красные, фиолетовые – одежды людей словно загораются от лучей солнца, проглядывающих сквозь черные грозовые тучи. В картине «Пристань. Гроза» звучит гимн первозданной красоте мира, выявленный тончайшими сочетаниями холодных и горячих тонов.
В полотнах Ирины Старженецкой мир предстает не замкнутым, статичным, напротив, он открыт, широк, бесконечен. В самом простом, на первый взгляд, случайном мотиве художница передает всеобщее. Это не мешает избранному ею пути ассоциативного, метафорического построения образа.