Чекрыгин Василий (1897-1922)
«С фонариками»
1921–1922
Размер - 35 x 29,5
Материал - бумага
Техника - прессованный уголь, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.4574
Приобретено у В.В. Чекрыгиной, вдовы художника. 1923
Масштабный цикл «Воскрешение мертвых» (1921–1922) знаменует заключительный этап стремительной творческой эволюции выдающегося представителя русского авангарда Василия Чекрыгина. На излете 1920 года Чекрыгин познакомился с книгой «Философия общего дела» Николая Фёдорова и увлекся федоровской идеей преодоления смерти – воскрешения предков, заселения воскресшими Вселенной и объединения миров в некое совершенное пространство, «многоединым художником коего», по выражению Фёдорова, «в подобие Триединому Творцу, будет весь род человеческий».
Как записал Чекрыгин в дневнике, его задачей было создать «очищенный образ просветленной плоти».
Процесс таинственного воскрешения представлен и в этом рисунке, многомерное содержание которого может быть соотнесено не только с прозрениями Фёдорова, но и с евангельской историей о воскрешении Лазаря. Такого рода обобщения были характерны для искусства Чекрыгина. Он погружал своих героев в световые потоки, добиваясь впечатления тончайшей прозрачности, эфемерности телесного начала, по-новому раскрывая тему непрерывных преображений материального и духовного.
Не случайно в своей статье «О намечающемся новом этапе общеевропейского искусства», опубликованной в 1922 году в журнале «Маковец», Чекрыгин говорил о способности художника облекать отвлеченные схемы философов в образы, «прозревая идею единства, „просвечивающую сквозь материю“, как являющую реальность красоту».