Василий Чекрыгин, едва ли не самый таинственный из художников-реформаторов начала ХХ века, эволюционировал от радикальных экспериментов с формой к философски заостренному искусству, объединяющему идеи авангарда и классическую европейскую традицию.
По мысли искусствоведа Анатолия Бакушинского, Чекрыгин стремился «к великому монументальному выражению всей духовно-жизненной напряженности нашей эпохи».
Сильные образы из графических серий «Восстание», «Лица», «Оргии» (все – начало 1920-х), относящиеся к большому циклу «Бытие», создавались параллельно, пластически вырастая один из другого: художник предполагал развитие темы.
Лист «Восстание», несомненно, выполнялся как эскиз для некоего панно. В коллекции Третьяковской галереи представлены большие рисунки, крупно изображающие лица
кричащей и
плачущей женщин. Они как бы расшифровывают, уточняют фрагменты именно этой композиции. Это соответствие замечено искусствоведом Елизаветой Ефремовой.
Рисование Чекрыгина лишь на первый взгляд выглядит спонтанной импровизацией. На самом деле он тщательно продумывал и композицию, напоминающую скульптурную группу, и технические приемы своей работы, совмещающие энергичные штрихи углем и тончайшую линейную карандашную тему.