В картине «Ключница» Николай Кузнецов написал портрет своей жены Анны Григорьевны Кузнецовой. Художник создал обаятельный образ молодой жизнерадостной женщины, полной сил и энергии. Модель изображена на фоне одного из интерьеров помещичьего дома в имении Степановка. Это родовое имение художника, сына помещиков Херсонской губернии. В свою будущую жену Анну – Ганну на украинский лад – Кузнецов влюбился, когда приехал домой на каникулы во время учебы в Академии художеств. В то лето Ганна, красавица и певунья, приехала в усадьбу с другими девушками на поденные работы. Мать Николая браку воспротивилась и работниц уволила. Молодой человек, проявив настойчивость, вернул их всех вместе с будущей женой. Официально Николай Дмитриевич венчался с Анной Проценко, дочерью отставного прапорщика, в Одессе 5 февраля 1888 года. Их брак был оформлен, когда у них было уже двое детей. Одним из свидетелей стал художник Кириак Костанди. По воспоминаниям, мать Кузнецова, дав в конце концов согласие на этот брак, послала невесту сына с воспитательными целями в Париж для обучения. Кузнецовы прожили в счастливом браке многие годы. Их дочь, Мария Кузнецова-Бенуа (1880–1966), переняла красоту и таланты родителей, став оперной певицей и танцовщицей, солисткой Мариинского театра (1905–1917). Николай Кузнецов не раз портретировал свою даровитую красавицу-дочь.
Картина «Ключница» была показана на 15-й выставке Товарищества передвижников в 1887 году. В 1892-м, узнав о желании П.М. Третьякова приобрести картину, Кузнецов писал ему, договариваясь о цене и возможности копировать портрет: «Вы понимаете, многоуважаемый Павел Михайлович, что мне в частные руки не приходится ее продавать, так как это, как Вам, кажется, известно, портрет моей жены…»
Портрет Анны Кузнецовой, жены художника, украсивший собрание Павла Третьякова, был назван историком искусства Николаем Собко в числе «значительных» портретных произведений Кузнецова.