Детство и юность Николая Кузнецова, сына дворянина-помещика, прошли в отцовском имении Степановка в Херсонской губернии. Здесь будущий художник неоднократно становился очевидцем различных жизненных эпизодов, которые возникали между господами и их крестьянами. Многие из них легли в основу картин Кузнецова.
Полотно «Объезд владений» было написано уже после отмены крепостного права в 1861 году. Произведение служит иллюстрацией жизни пореформенной России. Жанровая сцена наполнена легким юмором, за которым скрыта проблема медленной и болезненной трансформации укоренившихся в веках отношений между помещиками и бывшими крепостными. Художник тонко подметил непреодолимую дистанцию между барином и еще недавно подвластным ему крестьянином. Хозяин поместья выехал на охоту для забавы и застал с поличным бедного мужика. Отсутствие «незаконно» пойманной дичи не останавливает барина от выражения гнева. Лица помещика, властно грозящего хлыстом, не видно. Но жест его так выразителен, что говорит сам за себя. Крестьянин по старой памяти снял шапку в знак должного почтения. Испуганный вид и поникшая фигура указывают на безропотное признание своей вины. Вслед за хозяином, и собака в страхе упала на спину, с ужасом выпучив глаза на барского пса.
Сцена разворачивается на фоне южной степной природы. Кузнецов, подобно живописцам Илье Репину, Архипу Куинджи, Василию Поленову, берется за сложнейшую живописную задачу – передачу солнечного света.