Портрет Виктора Михайловича Васнецова, одного из крупнейших русских художников, автора историко-эпических картин на былинно-сказочные темы, монументальных церковных росписей, жанриста, портретиста, одного из основателей национально-романтического направления стиля модерн, был выполнен его другом Николаем Кузнецовым в разгар работы художника над росписями во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896), храма-памятника, посвященного 900-летию крещения Руси.
Кузнецов воплотил в портрете образ художника, страстно увлеченного своим делом. Васнецов изображен в рабочем халате, испачканном красками, с палитрой и кистями в руках, как бы выхваченным на мгновение из процесса работы. Васнецов был убежден в том, что украшение храма «поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства», что его главная задача состоит в создании искусства, выражающего национальные верования и представления о красоте. Именно этот пафос васнецовского творчества, нашедший отражение в созданных им композициях, образах и орнаментах в соборе, чувствовали и понимали современники художника, видевшие в этой его работе начало возрождения русского религиозного искусства.
Портрет же Виктора Васнецова работы Кузнецова, ярко характеризующий личность художника, свято верившего в то, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма», был размещен в предшествующем зале, предваряя экспозицию творчества мастера.