Татьяна Михайловна Соколова – одна из немногих женщин-скульпторов, получивших известность и признание. Она работала в станковой и монументально-декоративной скульптуре, мелкой пластике, в жанрах портрета и тематической композиции. Ее творчество отличало сочетание игрового начала и театральности с выразительной скульптурной формой.
Моделью для многих произведений скульптора стала дочь Наталья Захарова, которая в своих воспоминаниях пишет: «Всегда иду в мастерскую с трепетом, как на экзамен: какие изменения произошли на этот раз… Ведь смотря на себя ежедневно в зеркало, человек не замечает, как меняется. В мастерской же матери я вижу, как проходит моя жизнь: “Я ребенок, расту, душа моя чиста”. “Я девица – мне лень”. “Я скоро рожу дочку и в этом таинственном состоянии одинока и беззащитна”. В каждом образе моя сущность». За 30 лет Татьяна Михайловна сделала дочь героиней почти тридцати произведений.
Соколовой всегда была особенно близка тема материнства. В собрании Третьяковской галереи находятся две ее работы с таким же названием: «Материнство» (1966, литой алюминий), «Материнство» (1979, дерево). Это одна из «вечных тем» в мировом искусстве, связанная, прежде всего, с образом Богородицы. В контексте изображения беременной женщины прообраз материнства отражен в сюжете Благовещения. Пытаясь передать всю сакральность зарождения жизни, Соколова акцентирует в женской фигуре сферические поверхности – голову, грудь, живот. Даже постамент, на котором стоит женщина, имеет округлую форму – подобную форме самой Земли, рождающей и творящей, являющейся вечным символом всего живого.