Хрусталь и зеркало
Патрон шедевра
Лобанов Сергей (1887-1943)
Хрусталь и зеркало
1922
Размер - 51,6 x 66
Материал - бумага
Техника - свинцовый карандаш
Инвентарный номер - Инв.15470
От А.В. Бакушинского. 1934
В первые десятилетия ХХ века многих художников увлекала задача передать в живописи или рисунке чудесную способность зеркал удваивать предметы и пространство. На своем рисунке Лобанов изобразил хрусталь: пудреницу, вазу с фруктами на ножке, широкую низкую вазу. А в зеркале возник еще один мир, где героиней стало отражение женщины. На первый взгляд, композиция кажется непонятной и запутанной. Но, вглядываясь, мы понимаем, что перед нами две створки трельяжа. В центральной части зеркала отчетливо видны женщина и ваза с фруктами, в правой − обе вазы и ткань занавеса. Трижды повторенный рисунок вазы на высокой ножке придает композиции зрительное богатство и торжественность.
Несмотря на множество деталей, несмотря на авторское название, именно портрет является главным содержанием рисунка, его центром. Художник ювелирно использовал жесткий свинцовый карандаш для передачи сложных форм граненых поверхностей хрустальных предметов. С их жесткостью контрастирует мягкость в изображении «зазеркалья» в ткани занавеса в правой створке. И особенно в облике женщины с пушистыми волосами в светлом костюме. Героиня рисунка стоит неподвижно, по-видимому, позирует. Автор запечатлел ее взгляд, направленный вправо, на художника.
Лобанов виртуозно справился со сложной задачей. Неслучайно его рисунок был в собрании такого замечательного знатока этого вида искусства, как А.В. Бакушинский.