Натюрморт не был любимым жанром Сергея Ивановича Лобанова. На протяжении творческой жизни он больше внимания уделял пейзажам. Выступив впервые на выставке (это была первая выставка «Бубновый валет» 1910 года), он показал портреты, отмеченные критикой и, как пишет историк искусства Г.Г. Поспелов, «фовистские пейзажи».
Натюрморт стал необходим художнику при перестройке от авангардистской поэтики к реалистической предметности. Здесь, так же как в живописи той поры, чувствуется желание убедительно показать и сущность самой техники рисования, и возможности материала, использованного для достижения желаемого результата.
В «Натюрморте с самоваром» Лобанову было важно не столько представить естественную бытовую картину, но в разнообразии собранных предметов продемонстрировать возможности рисования графитным карандашом. Увлеченно штрихуя с разным нажимом поверхность рисунка, он добивается контраста темного фона и светлой поверхности стола.
Особое внимание автор уделил передаче фактуры собранных здесь предметов в их сопоставлении. Его увлек блеск начищенной поверхности самовара, в которой отражаются другие предметы. Мягкая ткань абажура, напротив, лишена отражений. Этому впечатлению мягкости ткани способствует легкая подцветка сангиной. Она создает ощущение тепла и в ткани абажура, и в стакане с чаем. Помещенная справа причудливой формы вазочка с небрежно намеченными растениями дает художнику возможность показать уже не прямые, а гнутые и прерывистые линии штриховки.
Работая над натюрмортом, Лобанов умело построил композицию рисунка. Хотя самовар не занимает центрального положения, он, поднятый на своеобразный постамент, царит над остальными предметами. Этой роли способствует и размещение заварочного чайника в высшей точке композиции. Почти в центре листа автор поместил стакан с чаем.
В результате эта, казалось бы, случайно собранная картина обретает образное наполнение. Рисунок «Натюрморт с самоваром», созданный художником для проверки чисто творческих возможностей, приобрел характер уютной картины домашнего чаепития.