Лобанов Сергей (1887-1943)
Портрет К.А. Зелениной
1922
Размер - 62,7 x 47,5
Материал - картон
Техника - сангина, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-4549
Дар К.А. Зелениной (через опекуна Н.П. Пахомову). 1977
Портрет наряду с пейзажем был любимым жанром Сергея Ивановича Лобанова. С портретов он начал свое участие в выставках. Это было в 1910 году на первой выставке «Бубновый валет». По словам историка искусства Г.Г. Поспелова, произведения, «оставшиеся от Лобанова <…> своеобразная “живописная скоропись”». Это можно отнести и к портретным наброскам мастера.
Портрет Клавдии Алексеевны Зелениной – тоже почти набросок. Художник внимательно нарисовал сангиной спокойно сидящую в кресле женщину, а рядом тем же мелком наметил еще одну фигуру. На основном портрете перед нами тридцатилетняя женщина с серьезным, может быть, немного жестким выражением лица. Лобанов с увлечением рисует сангиной ее пушистые волосы, смягчающие общее впечатление от портрета. В рисунке художник четкой, определенной линией фиксирует черты лица и очерк декольте, мелкой штриховкой намечает фон вокруг головы женщины. Легкими, плавными линиями очерчивает он силуэт ее фигуры, передает тонкую ткань платья и детали кресла.
На втором изображении модель уже не сидит спокойно, а, находясь в состоянии драматической экзальтации, запрокидывает голову и заламывает руки. Но на наброске второй женской фигуры мы видим то же платье, что и на женщине на переднем плане. Похоже, что художник перебирал варианты и примеривался, каким будет образ. В коллекции Третьяковской галереи есть еще один созданный Лобановым портрет К.А. Зелениной, также выполненный сангиной. По-видимому, художника привлекала и сама модель, и возможность создавать этот образ сангиной. У нас нет живописных портретов этой женщины, но хочется представить ее с рыжими пушистыми волосами, как на этих рисунках.
Клавдия Алексеевна Зеленина многие годы была сослуживицей С.И. Лобанова в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ). Лобанов был хранителем Второго отделения музея, то есть коллекции С. Щукина, а Зеленина – его заместителем. Она автор книг по русскому и западному искусству, среди них «Старые русские граверы и литографы» (М., Госиздат, 1925), «Гоген» (М., 1926), «Массимо Кампильи» (М.-Л., 1931).
В 1928 году Клавдия Зеленина была командирована на полгода в Париж и Берлин для изучения современного европейского искусства и закупки произведений и литературы для музея. По-видимому, С.И. Лобанов ценил свою многолетнюю сослуживицу и передал ей несколько своих рисунков, которые позднее были подарены К.А. Зелениной Третьяковской галерее.