Пловчиха
Патрон шедевра
Кулешов Илья (1900-1944)
Пловчиха
1929
Размер - 48,3 x 36,3
Материал - бумага
Техника - фотолитография
Инвентарный номер - ГРС-10761
Дар Е.А. и М.Л. Афанасьевых. 2008
Альбом автолитографий И.Д. Кулешова «Даешь здоровую смену!» состоит из обложки, титульного листа и пяти отдельных листов-иллюстраций спортивной тематики. Это дипломная работа Кулешова, выполненная на Литографском отделении Полиграфического факультета ВХУТЕМАСа.
Практика комплектования в Третьяковской галерее во все ее периоды отличалась приобретением разновременных работ художников. К настоящему времени в фондах графики ХХ века сформировалась редкая для музейного комплектования коллекция ученических работ выпускников ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа (1920−1930), вуза, стоявшего у истоков развития советского изобразительного искусства. ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) был образован в 1920 году по декрету СНК на основе объединения 1-х и 2-х Свободных государственных художественных мастерских, созданных в 1918 году из Строгановского художественно-промышленного училища (2-е) и Училища живописи, ваяния и зодчества (1-е). В 1928 году ВХУТЕМАС был преобразован во ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт.
Полиграфический факультет, на котором с 1924 по 1929 год учился Кулешов, с самых первых шагов мыслился как «производственный» – «печатный». Он готовил художников-графиков по специальностям: литографское дело, металлическая гравюра (фотомеханика и офорт), книгопечатное дело. В учебном плане факультета производственная практика занимала наибольшее, по сравнению с другими факультетами, время и проходила в собственной учебной типографии института, где студенты выступали и как авторы макета и иллюстраций, и как исполнители. Индивидуальные книги, альбомы, полностью спроектированные и выполненные руками авторов, защищались в качестве курсовых и дипломных работ.
Руководителем Литографского отделения Полиграффака был Николай Николаевич Купреянов (1894−1933) – художник-график, гравер, литограф, книжный иллюстратор. Он оказал значительное влияние на многих художников, воспитал учеников, впоследствии ставших известными советскими графиками. «Итогом его преподавательской деятельности стал каскад живых и запоминающихся литографских серий, выполненных студентами в течение 1928–1929 годов в качестве курсовых и дипломных работ».
Изучение студентами основ графического искусства, композиции, построения пространства – все это вместе взятое служило одной цели – воспитанию и формированию у будущего художника высочайшего уровня проектного мышления и мастерства. Смысл их сводился к анализу формы, значению линии, пятна. Интересно предлагалось решать задания на изображение пространства. Прежде всего, они должны были развить у студентов ощущение глубины изобразительной плоскости.
В листе «Пловчиха» Кулешовым успешно решена эта задача. Фигура спортсменки воспринимается как в живом трехмерном пространстве в процессе движения фигуры. Можно зрительно представить фигуру в повороте, видеть ее со всех сторон. Изобразительное глубинное пространство бумаги само собой понятно и ощущается непосредственно, без всякого усилия.
В собрании галереи находится вариант «Пловчихи», выполненный в технике черной акварели. Воплощение этого сюжета в тоновой литографии отражает высокое мастерство Кулешова-литографа. Техника этого листа в альбоме отличается от остальных и значится как фотолитография. Невольно намечаются параллели в творчестве учителя и ученика, Купреянова и Кулешова. С 1924 года Купреянов перешел к свободному, легкому, безукоризненно точному рисунку с натуры, сначала карандашом и тушью, а затем излюбленной им черной акварелью. Работая в литографии, он ставил знак равенства между автолитографией и рисунком, переводя его на камень фотомеханическим путем.