Третьяковская галерея обладает большим комплексом произведений Валерия Кошлякова, который представляет творчество мастера в самых разных форматах: от небольших графических набросков до грандиозных живописных панно, объектов и инсталляций. Для двенадцати работ из серии «Украшение красивого» не так просто найти определение. Они представляют собой черно-белые фото-плакаты, наклеенные на основу из оргалита, покрытые крупными мазками и пятнами масляной краски, эмали, белил. При этом цветное украшательство «нейтрализовано» следами порчи: срывами фотобумаги, царапинами, следами выгорания и затеками.
В основе этих многослойных произведений – найденные объекты: фотографии, обнаруженные Кошляковым в Ростовском театре музыкальной комедии, где он работал художником с 1986 по 1989 год. Они использовались в качестве наружной рекламы театра во время гастролей, выгорали на солнце, мокли под дождем. Тем более трогательными, робко пробивающимися сквозь пятна и утраты, воспринимаются образы актеров в сценах спектаклей провинциального театра. Своего умиления по поводу этих найденных артефактов Кошляков не скрывает: «Портреты – провинциальные звезды. Моя коллекция, архив. Эти артисты – очень важный для меня момент. Первый раз я их начал расписывать еще в Ростовском театре, как Уорхол (хотя тогда еще не знал его работ), я их украшал. Театр был мощный! Дурацкий, старинный. Ужас! С теми декорациями ростовскими, древними, бутафорскими. Все это было провинциально… Прекрасно!».
Сквозь пятна и срывы проступают выразительные, отчасти жеманные сценки с героями в театральных костюмах, с ярким гримом. Вечные темы любви, обмана, ревности проявлены в акцентированных гримасах и позах. И такие же узнаваемые типы и характеры запечатлены в актерских амплуа: герой-любовник, мечтательная юная дева, кокетка-соблазнительница, старый пройдоха, благородная дама. В конце восьмидесятых старый ростовский театр на десять лет прервал свою работу, но продолжал «являться» во множестве выставочных проектов Кошлякова в России и Европе.
В серии «Украшение красивого» уже проявились черты будущих, «классических» композиций автора, в которых образ вечной красоты проступает на ветхих, покрытых срывами, царапинами и затеками поверхностях.