Кошляков Валерий (род. 1962)
Украшение красивого № 3
1989
Размер - 143,5 x 90
Материал - оргалит, фотобумага
Техника - масло, эмаль, черно-белая фотопечать
Инвентарный номер - НТ О-359/3
Дар автора. 2012
На большом вертикальном планшете сквозь серо-фиолетовые, голубые и розовые пятна краски проступает сцена из оперетты: барышня кокетливо смотрит на склонившегося к ней пылкого поклонника. В позах и выражении лица очевидна театральность, что вполне соответствует жанру фотографии, которая использовалась для оформления фойе или фасада советского театра.
В основе двенадцати произведений из серии «Украшение красивого» Валерия Кошлякова – найденные объекты (objet trouvé) – фотографии, обнаруженные автором в Ростовском театре музыкальной комедии, где он работал художником с 1986 по 1989 год. Художник не скрывает своего умиления по поводу обретенных артефактов: «Портреты – провинциальные звезды. Моя коллекция, архив. Первый раз я их начал расписывать еще в Ростовском театре, как Уорхол (хотя тогда еще не знал его работ), я их украшал. Театр был мощный! Дурацкий, старинный. Ужас! С теми декорациями ростовскими, древними, бутафорскими. Все это было провинциально… Прекрасно!»
В конце восьмидесятых старый ростовский театр на десять лет практически прервал свою работу, но «являлся» во множестве выставочных проектов Кошлякова в России и Европе, Листы с наклеенными фотографиями еще в бытность свою наружной рекламой театра выгорали на солнце, намокали под дождем. Кошлякову они достались с деформациями и следами затеков. Эффект старения, руинированности художник усилил слоями быстро пожелтевшего лака, срывами и царапинами на поверхности. Но затем решил возвратить планшетам парадность, покрыв их цветными пятнами масляной и эмалевой краски, наложив яркие мазки на аксессуары и детали костюмов персонажей.
Сквозь пятна и утраты проступает потерянная жизнь провинциального театра с атрибутами «музкомедии» - любовью, обманом, ревностью. И такие же узнаваемые типы и характеры запечатлены в актерских амплуа: герой-любовник, мечтательная юная дева, кокетка-соблазнительница, старый пройдоха, благородная дама. В серии «Украшение красивого» уже проявились черты будущих «классических» композиций автора, в которых образ неистребимой красоты проступает на ветхих, покрытых срывами, царапинами и затеками поверхностях.