Кошляков Валерий (род. 1962)
Битва львов с леопардом
1991
Размер - 238 x 540
Материал - гофрокартон
Техника - темпера
Инвентарный номер - НТ О-372/1-5
Дар автора. 2012
Архитектура всегда была и остается главным и единственным героем композиций Валерия Кошлякова. Тем интересней взглянуть на его внезапные обращения к анималистическому жанру в самом начале карьеры. Мир природы дважды попадал в его творческий фокус, сопровождая московский дебют художника. «Битва львов с леопардом» - один из этих редких прецедентов. На собранных в прихотливую конфигурацию кусках картона зрителю открывается жестокая схватка нескольких крупных кошек.
Находясь в различных фазах взаимной атаки, рассвирепевшие животные уже готовы переплестись в яростный, кровавый клубок. Хорошо видны напряженные мышцы и оскаленные пасти зверей. Присмотревшись, начинаешь понимать, что название работы противоречит ее сюжету: заявленный в поединке леопард вовсе не участвует в драке, а, злобно щерясь, пытается ускользнуть с поля боя между львиными лапами. В то время как перед нами - межвидовая война прайдовых хищников, что только добавляет ей «человеческого» драматизма.
На память, естественно, приходят канонические полотна Эжена Делакруа, мастера «романтической битвы» - виртуозных батальных композиций, экзальтированных «прожекторным» караваджистским светом, захватывающих сцен «львиной» и «тигриной» охоты. Кошляков никогда не скрывал его влияния на свои анималистические работы, признаваясь в этих понятных симпатиях вслед за многими художниками ХХ века. Другой опыт включения фауны в картину автор осуществил как бы по контрасту, в виде некой антитезы. В «Дворике Альгамбры» (1991) вся экзотическая для европейца живность – обезьяны, павлины, вновь леопарды – выведены на первый план и мирно позируют без всяких побуждений к агрессии на фоне бассейна, окруженного затейливой мавританской архитектурой. Художник инсценирует идиллию в «райских» чертогах «нездешнего» дворца, где могут беспечно гулять «животные невиданной красы». Архитектура не оставляет места для конфликтов, выступая универсальной сублимирующей, терапевтической практикой. Возможно, поэтому архитектурные ландшафты Кошлякова всегда безлюдны.