Анжелина за вязаньем
Патрон шедевра
Трубецкой Павел (1866-1938)
Анжелина за вязаньем
1902
Размер - 48,2 x 28 x 31
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - СК-239
Приобретено у Е.Э. Визель. 1971
Статуэтка «Анжелина за вязанием» не столь внешне эффектна, как многие современные ей работы Трубецкого. Она представляет собой олицетворение спокойного, бесхитростного, семейного уюта: девушка окружена теплой домашней атмосферой, какой окрашены все изображения членов семьи маэстро. Это не заказной портрет, где заказчик, как правило, должен быть представлен максимально выигрышно. Анжелина у Трубецкого, прежде всего, член семьи. Павел Петрович неоднократно лепил ее, сидящую с волком Васькой, стоящую с собакой, держащую на коленях сына Павла Петровича – Пьера. Во всех работах мастера она молода, женственна и спокойна. Вокруг нее умиротворяющая атмосфера. У нее всегда одинаковая прическа, скромное платье с едва читаемым фартуком – атрибутом горничной, помощницы по хозяйству, кем она и была в доме Трубецких.
Скульптор нередко делал по нескольку экземпляров своих работ. История экземпляра из Третьяковской галереи особенно интересна. Дарственная надпись на основании – «своему другу Визелю», - указывает, что Трубецкой подарил ее Эмилю Оскаровичу Визелю – хранителю музея Императорской Академии Художеств. Визель был также художником и организатором российских художественных отделов международных выставок, в том числе и Всемирной выставки 1900 в Париже. На этой выставке экспонировалось несколько работ Трубецкого, удостоенных высшей награды - «Grand Prix», наряду с Огюстом Роденом. Трубецкой встречался с Визелем и во время работы над памятником императору Александру III Петербурге. Вероятно, скульптор подарил ему статуэтку при встрече в Париже, где Трубецкой жил в 1908 году.
Анжелина Барони (1880-1921) – помощница по хозяйству в доме Трубецких. Незадолго до смерти стала женой младшего брата скульптора Луиджи Трубецкого.