Павел Петрович Трубецкой обладал прекрасной интуицией, ценил и мог убедительно передать чувство собственного достоинства человека. Редко это качество выступает у скульптора на первом месте в женском портрете. Но в данном случае главным в характеристике модели становится достоинство, ее человеческая значимость. Между изображенной и художником присутствует едва уловимая дистанция. Трубецкой не льстит модели, не придает ей изящества и грации, которые характерны для многих его светских портретов, здесь скорее почтительное уважение. Перед зрителем красивая немолодая дама, слегка уставшая, но по-светски приветливо глядящая на зрителя.
Графиня Екатерина Павловна Шереметева (1849– 1929) ‒ фрейлина, статс-дама. Она известна как человек цельный, с огромной любовью, уважением и гордостью относившийся к прошлому, к истории своей семьи, предков, память о которых она хранила. Е.П. Шереметева ‒ внучка князя Петра Андреевича Вяземского, известного поэта и друга А.С. Пушкина. В Остафьево ‒ имении деда Екатерины Павловны, писал свою «Историю Государства Российского» Н.М. Карамзин. Графиня занималась благотворительной и просветительской деятельностью. В 1898 году выкупила у своего брата П.П. Вяземского родовую усадьбу Остафьево и устроила в ней музей А.С. Пушкина (ныне Музей-усадьба «Остафьево»). В шереметевском имении Михайловское ее усилиями был создан Естественно-исторический музей.