Фёдор Бруни, последователь академического направления живописи, воспитанник В.К. Шебуева, А.И. Иванова, А.Е. Егорова, впитал не только лучшие традиции русской исторической школы, но и вдохновился творчеством мастеров итальянского Возрождения. Сюжетами его картин неоднократно становились события Священного Писания, особенно часто художник обращался к образу Богоматери. Государственная Третьяковская галерея обладает еще двумя ликами Девы Марии кисти Бруни:
«Богоматерь с Младенцем, отдыхающая на пути в Египет» (1838) и
«Богоматерь» (1862).
«Богоматерь с Младенцем в розах» была написана уже зрелым мастером, завоевавшим широкое признание, во время очередного пребывания в Италии. Как и многие его современники, в том числе учителя, Бруни использовал в качестве источника вдохновения образы Мадонны Рафаэля. От великого итальянского живописца Бруни заимствовал плавную текучесть изящных линий, локальный колорит звучного красного хитона и синего мафория Богородицы, отстраненность и бесстрастность ликов пребывающих как бы вне времени и пространства персонажей. Современники писали, что «художник стремится к тому же бесстрастию, к тому же священному покою лица, каким особенно отличаются Мадонны Рафаэля».
В руках Богородица держит цветок лилии – символ Ее чистоты. С цветком лилии всегда изображался архангел Гавриил, принесший Марии весть о Непорочном Зачатии. Многочисленные кусты цветущих роз, которые с двух сторон окружают фигуры Богоматери и Младенца, выполняют не только декоративную функцию. Цветок розы является очень сложным и многогранным символом. В христианстве роза без шипов традиционно считалась цветком Девы Марии. Красная роза символизирует также Страсти Господни, в данном случае – будущие муки Христа. Благодаря цветам образ Богородицы приобретает новые оттенки смысла: в лике Марии читается предчувствие судьбы Сына и готовность следовать своей скорбной участи.
С картины было сделано несколько копий. Одна из них находилась и в собрании сына Ф. Бруни. Рассматриваемый вариант происходит, предположительно, из собрания дочери художника, Э.Ф. Бонафеде. Затем изображение попало в коллекцию известного собирателя художественных произведений И.Е. Цветкова.