Богоматерь с младенцем в розах
Патрон шедевра
Бруни Федор (Феделе-Джиованни) (1801-1875)
Богоматерь с младенцем в розах
1843
Размер - 64,5 x 40,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9268
Поступило через Государственный музейный фонд из Государственной Цветковской галереи. 1927
Фёдор Бруни, последователь академического направления живописи, воспитанник В.К. Шебуева, А.И. Иванова, А.Е. Егорова, впитал не только лучшие традиции русской исторической школы, но и вдохновился творчеством мастеров итальянского Возрождения. Сюжетами его картин неоднократно становились события Священного Писания, особенно часто художник обращался к образу Богоматери. Государственная Третьяковская галерея обладает еще двумя ликами Девы Марии кисти Бруни: «Богоматерь с Младенцем, отдыхающая на пути в Египет» (1838) и «Богоматерь» (1862).
«Богоматерь с Младенцем в розах» была написана уже зрелым мастером, завоевавшим широкое признание, во время очередного пребывания в Италии. Как и многие его современники, в том числе учителя, Бруни использовал в качестве источника вдохновения образы Мадонны Рафаэля. От великого итальянского живописца Бруни заимствовал плавную текучесть изящных линий, локальный колорит звучного красного хитона и синего мафория Богородицы, отстраненность и бесстрастность ликов пребывающих как бы вне времени и пространства персонажей. Современники писали, что «художник стремится к тому же бесстрастию, к тому же священному покою лица, каким особенно отличаются Мадонны Рафаэля».
В руках Богородица держит цветок лилии – символ Ее чистоты. С цветком лилии всегда изображался архангел Гавриил, принесший Марии весть о Непорочном Зачатии. Многочисленные кусты цветущих роз, которые с двух сторон окружают фигуры Богоматери и Младенца, выполняют не только декоративную функцию. Цветок розы является очень сложным и многогранным символом. В христианстве роза без шипов традиционно считалась цветком Девы Марии. Красная роза символизирует также Страсти Господни, в данном случае – будущие муки Христа. Благодаря цветам образ Богородицы приобретает новые оттенки смысла: в лике Марии читается предчувствие судьбы Сына и готовность следовать своей скорбной участи.
С картины было сделано несколько копий. Одна из них находилась и в собрании сына Ф. Бруни. Рассматриваемый вариант происходит, предположительно, из собрания дочери художника, Э.Ф. Бонафеде. Затем изображение попало в коллекцию известного собирателя художественных произведений И.Е. Цветкова.