Бруни Федор (Феделе-Джиованни) (1801-1875)
Христос
1847
Размер - 95,4 x 69,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.227
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1861
Вошедший в историю искусства прежде всего как автор знаменитого исторического полотна «Медный змий» (1841, Государственный Русский музей), Бруни нередко выполнял заказы на религиозную живопись. Можно вспомнить многочисленные его образы Мадонны и картоны с библейскими сюжетами для росписи Исаакиевского собора в Петербурге, а также эскизы к росписи храма Христа Спасителя.
Рассматриваемое изображение восходит к иконографии «Спас оплечный». Из глубины фона величественно выступает ярко освещенная полуфигура Спасителя. Художник интенсивно прорабатывает синий и красный цвета одежды Христа – основные колористические акценты картины. На груди Спасителя художник прорисовывает фибулу, скрепляющую концы синего гиматия. На фибуле четко читаются две буквы греческого алфавита – «А» и «Ω», которые отсылают нас к словам Иисуса Христа, изложенным в Откровении Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» [Откр. 1: 8]. Нимб обозначен тонкими золотыми лучами, расходящимися над головой Иисуса. На концах лучей сияют золотые буквы «O ω N», что означает «Сущий».
Печальный лик Христа с тонкими удлиненными чертами лица, опущенными веками и ушедшим в себя взглядом напоминает лицо Спасителя на рисунке Ф. Бруни «Христос, окруженный апостолами» (1867, Третьяковская галерея).
Бруни, воспитанник исторических художников А.Е. Егорова, А.И. Иванова и В.К. Шебуева, преподаватель (с 1836) и ректор (с 1855 по 1871) Академии художеств в Петербурге, был одним из наиболее последовательных приверженцев классицистического направления в живописи. Его творчество не было близко эстетическим вкусам П.М. Третьякова, предпочитавшего работы передвижников. Тем не менее знаменитый коллекционер не мог не оценить значения художественного наследия Бруни для истории русского искусства. Кроме рассматриваемого образа Спасителя, Третьяков приобрел в свое собрание еще три живописные работы Бруни, две из которых по-прежнему числятся в коллекции галереи («Спас Нерукотворный» (1856) и «Богоматерь» (1862), и несколько графических листов художника.
Копия с картины под названием «Голова Христа» В.Е. Раева находилась в собрании К.Т. Солдатёнкова (Омский областной музей изобразительных искусств имени М.В. Врубеля).