Бруни Федор (Феделе-Джиованни) (1801-1875)
Богоматерь
1862
Размер - 75 x 75
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.231
Приобретено П.М. Третьяковым. До 1872
Образ Богоматери был одним из центральных в творчестве выдающегося исторического живописца Ф. Бруни. Уникальность рассматриваемой картины состоит в том, что художник использует чрезвычайно редкую иконографию. Мария изображена трепетно прижимающей к груди голубя с широко распростертыми крыльями, который символизирует Святой Дух. Словно бы художник стремился буквально проиллюстрировать слова Евангелия: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется сыном Божиим» (Лк. 1: 35). В неподвижном взгляде Богородицы – и предвидение своей нелегкой участи, и скорбь, и покорность предстоящей судьбе. Вместо нимба над головой Марии Бруни изобразил двенадцать звезд. Богородицу нередко представляли с нимбом, украшенным звездами, как древние, так и современные Бруни художники. Примером тому служит Богородица из медальона Царских врат, выполненная В.Л. Боровиковским (начало 1810-х, Третьяковская галерея).
На протяжении ряда лет живописец занимался поисками собственной трактовки лика Пречистой Девы, опираясь на лучшие образцы итальянской живописи Возрождения, особенно на творчество Рафаэля. Как писал один из его современников, Бруни «стремился к тому же бесстрастию, к тому же священному покою лица, какими особенно отличаются Мадонны Рафаэля». Выполненные в разные годы и имеющие разную иконографию, Мадонны Бруни чрезвычайно похожи друг на друга ликом, словно художник писал их с одной и той же модели. Для всех характерен вытянутый, заостренный книзу овал юного лица с удлиненным носом и миндалевидными глазами с застывшим, словно невидящим взглядом.
Возвышенно-лиричные образы Богоматери Бруни были по достоинству оценены любителями живописи, и вскоре многие из них разошлись по крупным частным коллекциям (Ф.И. Прянишникова, И.Е. Цветкова и других). Рассматриваемая картина была приобретена П.М. Третьяковым, лично знавшим художника. В коллекции есть еще исполненные Бруни образы Христа (1847) и Спаса Нерукотворного (1856), купленные П.М. Третьяковым непосредственно у автора. Кроме представленного, принадлежащего к позднему периоду творчества художника, Третьяковская галерея обладает еще двумя изображениями Девы Марии работы мастера («Богоматерь с Младенцем, отдыхающая на пути в Египет» (1838) и «Богоматерь с младенцем в розах» (1843).