Татьяна Михайловна Соколова – одна из немногих женщин-скульпторов, получивших известность и признание. Она работала в станковой и монументально-декоративной скульптуре, мелкой пластике, в жанре портрета и тематической композиции. Ее творчество отличало сочетание игрового начала и театральности с выразительной скульптурной формой. Художница использовала различные материалы, но несомненно, особое пристрастие она испытывала к дереву.
Произведениям Соколовой в дереве свойственны брутальность, резкая угловатость форм и работа большими массами материала, что хорошо заметно на примере данной скульптуры. Героиня этой работы – соседка семьи Татьяны Соколовой и ее мужа, известного художника-графика Гурия Захарова, Анна Степановна Крупкина, жительница села Любец Владимирской области. Дом в селе художники приобрели в 1969 году и с тех пор проводили там каждое лето с весны до поздней осени.
«Ослепительны пейзажи владимирской земли на фоне сияющего неба,
грустны в дожди и непогоду, когда приходят мои соседки-старушки попить чаю да рассказать о «бывалошних» временах. “Что это ты не тюкаешь, уж не заболела ли ты?” — спрашивает, например, Анна Степановна, если я днем не брала в руки стамески или молотка, а занималась какой-нибудь тихой работой. Как хорошо, когда на свете есть место, куда ты можешь на время скрыться от суеты городской», – рассказывала Татьяна Михайловна о своей жизни в Любце.
Интересно, что в работе
Гурия Захарова «Старое и новое» (1984, из серии «Село Любец» («Деревня»), бумага, линогравюра) появляется парящее над крышами домов изображение именно этой работы Татьяны Соколовой, как некий символ старой патриархальной деревни.