Чекрыгин Василий (1897-1922)
Многофигурная композиция. Пять фрагментов
1921
Размер - 48,7 x 38,2
Материал - бумага
Техника - прессованный уголь
Инвентарный номер - Инв.7918/1
Дар В.В. Чекрыгиной, вдовы художника. 1923
«Многофигурная композиция» Василия Чекрыгина из цикла «Воскрешение мертвых» состоит из пяти объединенных между собой графических эскизов. Художник создал фантастический образ перехода людей от смерти к жизни при акте воскрешения. Фигуры восставших из небытия изображены в бурном движении, их лица и тела словно светятся изнутри. Пронизывая черную пустоту пространства, этот мерцающий свет придает таинственность происходящему, выступая одновременно символом духовного и физического «преображения».
Сюжет произведения связан с учением религиозного мыслителя Н.Ф. Фёдорова (1829–1903), который выдвинул программу регуляции «слепых сил» природы, вплоть до преодоления самой смерти. Мысли философа о возможном достижении бессмертия не только как проявления божественного чуда, но и как результат воли и творческих усилий всех «сынов человеческих» вдохновили Чекрыгина на создание настенной росписи на эту необычную тему.
Фреска не была осуществлена, но осталось множество рисунков, в которых федоровский проект всеобщего спасения был впервые высказан языком изобразительного искусства. В пяти ранних эскизах к «Многофигурной композиции», которая, очевидно, предназначалась для среднего пояса фрески, Чекрыгин воплотил мысль философа о воскрешении всех когда-либо живших людей, создав впечатляющий образ, наполненный состраданием и любовью к человеку. Графический цикл «Воскрешение мертвых» стал последним творческим достижением трагически погибшего художника.