Портрет Сони (Соня)
Патрон шедевра
Соколова Татьяна (1930-2010)
Портрет Сони (Соня)
1964
Размер - 40 x 29 x 34
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-3502
Поступило от МК СХ. 2019
Татьяна Михайловна Соколова – одна из немногих женщин-скульпторов, получивших известность и признание. Она работала в станковой и монументально-декоративной скульптуре, мелкой пластике, в жанрах портрета и тематической композиции. Ее творчество отличало сочетание игрового начала и театральности с выразительной скульптурной формой.
С начала 1960-х гг. Соколова часто работает в жанре портрета. Героями ее скульптурных изображений обыкновенно становились люди, хорошо ей знакомые, члены семьи – дочь, художница Наталья Захарова, и внучка, художница Анастасия Захарова, или друзья из художественной среды. Ряд таких портретов находится в собрании Третьяковской галереи: «Портрет Г.Ф. Захарова», «Портрет В.Я. Юкина», «Портрет И.В. Шевандроновой», «Женский портрет».
По выражению критика Виталия Манина, писавшего о Соколовой в 1980-е гг., работая с портретом, она нередко «балансирует на грани внешнего подобия и гротеска, натуральности и ироничности, соединяет шаржированные черты и стрельчатые пластичные линии – это балансирование каждый раз сообщает образу необходимую меру подвижности и жизненности».
В работе «Соня» 1964 года изображена художница Софья Алексеевна Зеленская. К ее образу Соколова обращалась дважды, сделав в том же году полнофигурный портрет Зеленской из кованой меди, где все элементы скульптуры «работают» на передачу замысла: были акцентированы острые углы лица и прически, заострены выступающие локти и колени. В работе «Соня» скульптор усложнила себе задачу, создавая даже не бюст, а голову, что требует большего лаконизма художественных средств. Сохраняя остроту изображения, Соколова делает его менее гротескным и более классически гармоничным. Портрет Сони сопоставим с героинями архаических памятников Греции или Древнего Египта. Миндалевидный разрез глаз, прямой нос и величественное спокойствие были присущи красавицам Ближнего Востока. Однако контрастное сопоставление светотеневых эффектов на линии сочленения лица и волос, резко выступающий подбородок и геометризованная форма скул выдают время создания работы – эпоху «сурового стиля» в советском искусстве.