Соколова Татьяна (1930-2010)
Женский портрет
1983
Размер - 64 x 55 x 32
Материал - шамот
Инвентарный номер - СКС-3498
Поступило в 2019. Ранее собрание СХ СССР
Татьяна Михайловна Соколова – одна из немногих женщин-скульпторов, получивших известность и признание. Она работала в станковой и монументально-декоративной скульптуре, мелкой пластике, в жанрах портрета и тематической композиции. Ее творчество отличали игровое начало и театральность в сочетании с выразительной скульптурной формой.
С начала 1960-х годов Соколова часто работает в жанре портрета. По выражению критика Виталия Манина, писавшего о Соколовой в 1980-е годы, работая с портретом, она нередко «балансирует на грани внешнего подобия и гротеска, натуральности и ироничности, соединяет шаржированные черты и стрельчатые пластичные линии – это балансирование каждый раз сообщает образу необходимую меру подвижности и жизненности».
Героями ее произведений обычно становились люди, хорошо ей знакомые, члены семьи – дочь, художница Наталья Захарова, и внучка, художница Анастасия Захарова – или друзья из художественной среды. Ряд таких портретов находится в собрании Третьяковской галереи: «Портрет Г.Ф. Захарова», «Портрет В.Я. Юкина», «Портрет И.В. Шевандроновой», «Портрет Сони».
В «Женском портрете» изображена Искра Андреевна Бочкова (1927–2006), художница, учившаяся в Строгановском училище на одном курсе с Гурием Захаровым, мужем Татьяны Михайловны Соколовой. По воспоминаниям дочери художницы Екатерины Прохоровой, Искра Андреевна была человеком глубоко верующим, наделенным «обостренным чувством прекрасного», всегда готовым отстаивать свои убеждения и вступиться за несправедливо обиженных. Именно такой она и предстает в портрете работы Татьяны Соколовой.
Строгий и горделивый образ красивой, статной женщины сродни величественной красоте римской матроны, и даже складки платка напоминают драпировку античного одеяния – паллы. Наряду с этим изображение целомудренно обрамленного платком лица отсылает зрительское восприятие к христианской художественной традиции – начиная с ранневизантийского периода, в искусстве женщин показывают исключительно с покрытой головой.
Татьяна Михайловна дает своей работе название «Женский портрет», как бы подчеркивая, что это не просто портрет конкретного человека, она поднимает его до уровня художественного обобщения. Благочестивый облик женщины создает ассоциацию с изображением священномучениц в православной иконописи. Несение духовного послушания в эпоху советского атеизма было подобно духовному подвигу ранних христиан, скрывающихся в римских катакомбах.