Скотти Михаил (1814-1861)
Портрет Матвея Павловича Бибикова в маскарадном костюме XVII века
1843
Размер - 62,6 x 50,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9145
Поступило из Государственного музейного фонда. 1927
Персонаж на портрете предстает в карнавальном наряде, напоминающем голландский костюм XVII века. На нем белая свободная рубаха и черная куртка с разрезами на рукавах, отделанных множеством блестящих пуговиц, широкие красные кальцони, подвязанные под коленями лентами, и желтые сапоги с широкими раструбами. Украшенная перьями мягкая шляпа дополняет облик этого «голландского кавалера» с русским бородатым лицом. Он стоит у стены, на которой помещен увенчанный короной герб с изображением голубя и с девизом: "AUDAX ET. VIGILES" («отвага и бдительность»).
На обороте холста есть авторская надпись, указывающая на изображенного: “Матвѣю Павловичу Бибикову въ память Сербского праздника 1843 живо писалъ Мих. Скотти въ Римѣ”.
Писатель Матвей Павлович Бибиков (1812–1856) во время своего длительного путешествия по Италии (с 1841 по 1849 год) сблизился с итальянскими и русскими художниками. Он был знатоком памятников Рима, ценителем искусства и неплохим рисовальщиком, любил импровизации и розыгрыши.
Бибиков изображен в костюме для праздника, который устраивали художники, жившие в Риме, в первый день мая в гротах-каменоломнях Чербаро. Все наряжались в самые затейливые или смешные наряды, а подготовка к маскараду начиналась заранее — недели за две придумывались костюмы, распределялись шуточные роли. С раннего утра участники собирались со всего города и пестрой кавалькадой отправлялись к месту праздника, где их ждали накрытые в пещерах «столы» из огромных камней с закусками и вином. «Это собрание костюмированных молодых людей, сидящих в красивых позах около циклопического стола, отряды фантастических карабинеров, занимающих входы в пещеру, в которых, на светлом глубоком небе обрисовываются головы моделей, чучар и мальчишек, пришедших поглазеть на праздник — все это… составляет картину, которая никогда не изглаживается из памяти»,— писал Бибиков в рассказе «Праздник в Чербаро». За обедом шли шутливые представления, бега и скачки на осликах, причем ослик, пришедший последним, и получал приз. «Я всегда был без ума от арлекинад, кукольных комедий и вообще всех балаганных зрелищ», — признавался герой портрета.