На карнавале в Венеции
Патрон шедевра
Скотти Михаил (1814-1861)
На карнавале в Венеции
1839
Размер - 72 x 55,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.6265
Приобретено у Н.И. Тютчева. 1926
Итальянские карнавалы стали одним из любимых сюжетов русских художников, живших в Италии. Безудержное веселье, раскованность и праздничная кутерьма разряженной толпы, ее пестрая красочность и эмоциональная яркость увлекали путешественников. В Венеции карнавал начинался сразу после Рождества, со дня Св. Стефана, и продолжался до «чистой среды» на первой неделе поста.
На венецианской Пьяцетте, у стен старой библиотеки Сан Марко, царит дурачество и хохот, пестрота и путаница. Героя, картинно позирующего в карнавальном греческом костюме, окружают веселые маски в причудливых нарядах. Надпись на подрамнике называет его имя: “На первомъ планѣ с маской в рукѣ графъ Алексѣе Владимiровичъ Васильевъ”. Сын графа Владимира Федоровича Васильева и Марии Ивановны, рожденной Кутайсовой, Алексей Владимирович Васильев (1809–1895) был двоюродным братом Ивана Павловича Кутайсова, с семьей которого Михаил Скотти путешествовал по Италии.
Художник стремится подробно передать живописное зрелище беспечной толпы: здесь и цветочница с корзинкой в костюме Арлекина — она замахивается палкой то ли на героя, то ли на Пьеро – Пульчинелло в белой рубашке и широких панталонах. Здесь и русский боярин в высокой меховой шапке, а рядом турчанка в чалме, маркизы и рыцари. Дама в черном домино игриво полуобернулась к герою. Ее платье напоминает о «баутте» – непременном атрибуте старого венецианского карнавала, но без таинственной и жутковатой черно-белой маски, полностью закрывавшей лицо. Кокетливая полумаска красавицы оставляет открытой ее пленительную улыбку. Гондольер в полосатом красном платке подогнал свою лодку, ожидая пассажира.
Привлекательные по сюжету, яркие по колориту и тщательно выписанные картины Михаила Скотти пользовались большим спросом у коллекционеров. Сын художника, итальянца по происхождению, он учился в Академии художеств, в 1845 г. получил звание академика и с 1848 по 1856 год служил в Московском училище живописи и ваяния старшим преподавателем. С 1856 года жил и работал в Италии, Испании, Франции.