Александр Иванович Теребенев (1815–1859) – выходец из потомственной семьи художников, внук мастера орнаментальной пластики И.Е. Теребенева, племянник живописца и миниатюриста М.И. Теребенева, сын скульптора и карикатуриста И.И. Теребенева. В 1824–1835 годах учился в Императорской Академии художеств у В.И. Демут-Малиновского. Работал преимущественно в области монументально-декоративной скульптуры. Принимал участие в пластическом оформлении ряда крупных общественных зданий Петербурга, привлекался к работе по возобновлению Зимнего дворца после пожара 1837 года, руководил изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. В 1845 году удостоен звания академика.
Самым значительным и известным произведением мастера стали колоссальные фигуры десяти атлантов на портике Нового Эрмитажа (1845–1848), построенного по проекту архитектора Л. фон Кленце. По окончании работ Теребенев был награжден орденом Св. Анны III степени.
Автор портрета – художник Михаил Иванович Скотти, итальянец по происхождению, в 1830–1835 годах состоявший вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где в это время учился А.И. Теребенев. В один год с изображением Теребенева Скотти создал схожий по стилю
портрет скульптора Н.С. Пименова (Третьяковская галерея), за который был награжден малой серебряной медалью.
Перед зрителем предстает привлекательный молодой человек в синем академическом мундире. Он изображен в интерьере учебной мастерской, где в глубине комнаты виден стол с моделью мужской фигуры и профессиональными инструментами скульптора. Скрещенные на груди руки демонстрируют его отрешенность от внешнего мира и погруженность в себя. Образ героя романтичен и трогателен. Устремленный вверх взгляд карих глаз, яркий румянец на щеках и дерзко зачесанные назад волосы выдают страстную и амбициозную натуру юного творца.
Портрет поступил в коллекцию музея по завещанию художника и попечителя Третьяковской галереи (с 1913) И.Э. Грабаря.