Татьяна Михайловна Соколова – одна из немногих женщин-скульпторов, получивших известность и признание. Она работала в станковой и монументально-декоративной скульптуре, мелкой пластике, в жанре портрета и тематической композиции. Ее творчество отличало сочетание игрового начала и театральности с выразительной скульптурной формой.
Тема материнства – одна из основных в творчестве Татьяны Соколовой. Впервые она обратилась к ней в 1959 году в произведении «Автопортрет с ребенком» (дерево). Представленная работа также является автопортретом с девятилетней дочерью Натальей. Дочь была любимой моделью скульптора, и впоследствии Татьяна Михайловна продолжала разрабатывать эту тему, сделав героинями уже свою дочь с внучкой Настей.
В творчестве Соколовой тема материнства получает особую интерпретацию: скульптор отказывается от традиционного отождествления материнства с величавостью и торжественностью композиции «Мадонна с младенцем». В 1960-х годах эта тема наполняется новым смыслом: на волне «сурового стиля» скульпторы, как и живописцы, стремятся к обобщённости форм, уходят от излишней детализации, свойственной эпохе соцреализма.
Эта двухфигурная композиция имеет пирамидальное построение, что придаёт ей определённую устойчивость, однако сложное линейное очертание рук и ног девочки, которые повисают над землёй, нарушает баланс и вызывает ощущение тревоги. Материнство – уже не великое «раздумье Богоматери», но обережение жизни от мировых тревог. Мать покоит и охраняет детство.
Скульптура поступила в Третьяковскую галерею в 1975 из Министерства Культуры СССР, была приобретена у автора.