Чекрыгин Василий (1897-1922)
Многофигурная композиция. Из цикла «Воскрешение мертвых»
1921-1922
Размер - 30,5 x 24
Материал - бумага
Техника - прессованный уголь
Инвентарный номер - Инв.7897
Дар В.В. Чекрыгиной, вдовы художника. 1923
В «Многофигурной композиции» из цикла «Воскрешение мертвых» изображена фантастическая картина расселения обретших бессмертие людей во Вселенной. Используя выразительные возможности светотеневой проработки, художник добился прозрачности выступающих из темноты к свету фигур мужчин и женщин, «преображенных» при акте воскрешения.
Композиция исполнена под впечатлением учения «общего дела» религиозного мыслителя и одного из основоположников русского космизма Н.Ф. Фёдорова (1829–1903). Его дерзновенный проект проникновения в тайны мироздания для воскрешения всех когда-либо живших людей и освоения воссозданными поколениями Вселенной заинтересовал и увлек Чекрыгина. До конца дней он оставался фанатичным поклонником философа, посвятив ему трактат «О Соборе Воскрешающего музея» (1921).
Остро осознав феномен смерти, Чекрыгин незадолго до своей трагический гибели приступил к работе над графическими эскизами к фреске «Воскрешение мертвых». Этот уникальный проект не был реализован, но Чекрыгин успел исполнить около 1300 выразительных графических эскизов для настенных росписей. В них прослеживается единый впечатляющий план композиционного построения, воплощающий поставленную художником «сверхзадачу»: найти пластическую форму, созвучную федоровскому учению. Одним из них стала «Многофигурная композиция» – завораживающий образ заселения планет людьми, управляющими «бесчувственными силами» Вселенной.