В рисунке «Расстрел» Василий Чекрыгин с удивительной обличительной силой передал чувство страстного протеста против жестокости и насилия, ставших повседневными явлениями в переломную эпоху русской истории. Лица обреченных на смерть женщин и мужчин, падающих один за другим в углу пустой темной комнаты, искажены ужасом и предсмертными судорогами. Трагизм происходящей расправы усиливают мастерски использованные светотеневые эффекты, напряженный ритм черных и белых пятен.
История создания произведения связана с работой Чекрыгина над серией графических эскизов к фреске «Бытие» (1920–1921). По замыслу автора, они должны были включать три цикла росписей на исторические и современные сюжеты. Среди них выделяются рисунки на тему «Современность», отразившие мироощущение художника, который был очевидцем многих драматических событий. Известно, что в 1916 году он в составе пулеметной бригады участвовал в боях под Двинском, а позже стал свидетелем братоубийственного противостояния, голода, разрухи и террора.
Словно предчувствуя свою скорую трагическую гибель, Чекрыгин спешил запечатлеть возникавшие в его воображении аллегорические и в то же время жизненные образы. Фреска не была осуществлена, но остались графические эскизы к ней, и одним из самых впечатляющих среди них стал рисунок «Расстрел», экспрессивно и мощно взывающий к состраданию и милосердию.