Двойственность
Патрон шедевра
Инфанте-Арана Франциско (род. 1943)
Двойственность
1964-1973
Размер - 80 x 80
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - НТ Ж-683
Дар Н.В. Опалевой. 2021
С начала 1960-х годов Франциско Инфанте подчиняет всё разнообразие своей художнической практики весьма амбициозной задаче – исследованию возможностей языка изобразительного искусства в отображении принципов устройства Вселенной. Используя опыт, накопленный художниками русского авангарда, и соединяя его с открытиями современной науки и техники, Инфанте действует различными путями. Это может быть столкновение созданного его руками предмета «второй природы» с природным окружением и его выражение в форме авторской системы «артефакта» или наделенные философской иронией проекты искусственных объектов для размещения в космическом пространстве («Ожерелье», 1970) и упорядочивания небесных светил («Космос каббалистики», 1965).
Во всех случаях важным инструментом анализа закономерностей устройства Вселенной служат простые геометрические формы и построения. Еще во время учебы в художественной школе Инфанте заинтересовался способами воплощения идеи бесконечности, поиск которых он реализовывал через многочисленные наброски построений возрастающих или убывающих в размере одинаковых форм. Позже из всех возможных символов художник выбрал спираль и точку, которые стали формообразующими элементами его практики.
Почти черное пространство композиции «Двойственность» активизировано пульсирующим пунктирным силуэтом двойной спирали, окрашенной в спектральные цвета и уходящей в светящиеся точки. Эффект сияния центральных точек и излучения цветных участков спиралей достигнут благодаря рассеиванию краски с помощью аэрографа по периметру элементов. Спираль выступает как «конструкция-метафора», символ потенциала формы в захвате пространства. Точка же, способная как вобрать в себя бесконечность, так и послужить ее источником, стала своего рода итогом размышлений о способах ее изображения.
В собрании Третьяковской галереи имеется большой корпус произведений Франциско Инфанте, позволяющих проследить вариации метода работы художника с выбранными геометрическими формами. Так, в графических композициях «Вариации динамических спиралей радикальной бесконечности» Инфанте исследует возможности цвета в моделировании концентрического движения, тогда как в живописных работах «Точка в своем пространстве (вариант – «ИИ»). Образ метафизического измерения» (1964–1992) и «Динамическая спираль (конструкция спирали)» (1964) он разрабатывает линейные минималистические построения.