Козловский Михаил (1753-1802)
Амур (Купидон)
1799
Размер - 30 x 22 x 20
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.21092
Поступило из Гатчинского дворца. 1931
Михаил Иванович Козловский – выдающийся скульптор XVIII века, представитель раннего русского классицизма. Он автор знаменитого памятника русскому полководцу А.В. Суворову, установленного в 1801 году на Марсовом поле в Петербурге, и статуи «Самсон, раздирающий пасть льва», исполненной для Большого каскада в Петергофе. Современники были единодушны в высокой оценке искусства Козловского, необыкновенное дарование которого оказало сильное влияние на развитие национального искусства. Многие русские поэты – А.Х. Востоков, Н.И. Ахвердов, А.П. Брежинский, Д.И. Хвостов – посвятили ему стихотворные послания, оды и эпитафии. Авторы надгробной надписи подчеркнули роль Козловского в деле возрождения и развития античной традиции, сравнив его с великим мастером Ренессанса Микеланджело Буонарроти: «Под камнем сим лежит ревнитель Фидию, российский Бонарот». Спустя столетие, в 1924 году, выдающийся искусствовед Б.Н. Терновец дал высокую оценку творчеству скульптора: «Сочетание изящества с напряженной полнотой жизни, мастерство, играющее со всеми техническими трудностями, отсутствие всякой вялости форм и сухости в концепции, благородная нервность, быстрота, истинно французская verve, оживляющая композиции Козловского, то шаловливая, как улыбка, то мгновенная, как молния глаз, делают Козловского самой блестящей звездой в славном созвездии художников XVIII века».
Михаил Козловский прожил сравнительно недолгую жизнь, но был необыкновенно плодовитым автором. Мастер известен не только как монументалист, он много работал в области станковой пластики. Скульптор использовал сюжеты из древнегреческой и римской мифологии, умело находя для них новое звучание темы.
В 1790-е годы Козловский неоднократно обращался к образу Амура. Он создал несколько идиллических скульптур на эту тему: «Спящий Амур» (1792), «Амур со стрелой» (1797), «Амур (Купидон)» (1799). В этих работах нет ни сложной аллегории, ни напряженного драматизма. «Амуры» Козловского перекликаются с прославленными в XVIII веке «Амурами» французских скульпторов Э. Бушардона и Э.М. Фальконе.
Мотив движения, разработанный в произведении «Амур (Купидон)», несложен. Персонаж изображен сидящим на колчане со стрелами, упираясь одним коленом в землю. Тело его слегка изогнуто, крылья раскинуты. Композиция, отличающаяся внутренней экспрессией, рассчитана на множественность аспектов восприятия. Основанию придана круглая форма, которой подчинены все композиционные ритмы.
В характеристике образа важную роль играет разработка лица – круглого, с низким лбом, коротким прямым носом, большими, широко расставленными глазами и маленьким ртом. Лицу Амура скульптор придал выражение лирической мечтательности и томной усталости.
В собрании Третьяковской галереи находится бронзовый отлив скульптуры «Амур (Купидон)», выполненный известным отливщиком XVIII века Иваном Баженовым при жизни автора.