Козловский Михаил (1753-1802)
Пастушок с зайцем (Аполлон)
1789
Размер - 81,1 x 22 x 28
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.8932
Приобретено у К.И. Миглинника. 1927
Михаил Иванович Козловский – выдающийся скульптор XVIII века, представитель раннего русского классицизма. Он автор знаменитого памятника русскому полководцу А.В. Суворову, установленного в 1801 году на Марсовом поле в Петербурге, и статуи «Самсон, раздирающий пасть льва», исполненной для Большого каскада в Петергофе. Современники были единодушны в высокой оценке искусства Козловского, необыкновенное дарование которого оказало сильное влияние на развитие национального искусства. Многие русские поэты – А.Х. Востоков, Н.И. Ахвердов, А.П. Брежинский, Д.И. Хвостов – посвятили ему стихотворные послания, оды и эпитафии. Авторы надгробной надписи подчеркнули роль Козловского в деле возрождения и развития античной традиции, сравнив его с великим мастером Ренессанса Микеланджело Буонарроти: «Под камнем сим лежит ревнитель Фидию, российский Бонарот». Спустя столетие, в 1924 году, выдающийся искусствовед Б.Н. Терновец дал высокую оценку творчеству скульптора: «Сочетание изящества с напряженной полнотой жизни, мастерство, играющее со всеми техническими трудностями, отсутствие всякой вялости форм и сухости в концепции, благородная нервность, быстрота, истинно французская verve, оживляющая композиции Козловского, то шаловливая, как улыбка, то мгновенная, как молния глаз, делают Козловского самой блестящей звездой в славном созвездии художников XVIII века».
Михаил Козловский прожил сравнительно недолгую жизнь, но был необыкновенно плодовитым автором. Мастер известен не только как монументалист, он много работал в области станковой пластики. Скульптор использовал сюжеты из древнегреческой и римской мифологии, умело находя для них новые композиционные варианты.
В 1789 году скульптор создал одно из самых известных своих произведений – «Пастушок с зайцем (Аполлон)». Образ юноши, рассматривающего свои трофеи, возник под влиянием идиллических настроений, популярных в изобразительном искусстве того времени. Обратившись к мифологическому сюжету, Козловский внимательно изучил натуру, правдиво изобразив ее. В ней нет ни нарочитой аллегории, ни сложного повествовательного сюжета. Идиллический античный мотив служит поводом создать жизнеутверждающий образ, воплотивший гуманистические представления о прекрасном и гармоничном человеке.
Фигура пастушка представлена в движении. Голова повернута почти в профиль по отношению к торсу, наклонена, правая рука закинута за голову. Мотив движения и физического усилия определяет не только эмоциональный строй, но и композиционный ритм, пространственное построение. Сложный разворот фигуры предусматривает множественность точек зрительного восприятия статуи, которая рассчитана на круговой обход. С любой точки открывается стройный и замкнутый силуэт статуи, очерченный гармоничной скульптурной линией.
Скульптура «Пастушок с зайцем» была очень популярна и неоднократно воссоздавалась в повторах. Она была выполнена в мраморе, гипсе, бронзе. В собрании Третьяковской галереи находятся два отлива в бронзе.