Современники называли Михаила Козловского «российским Бонаротом». Имя его было символом творческого гения, разрывавшего сложившиеся нормы стиля, а источником вдохновения служило страстное и бурное наследие Микеланджело. Годы учения скульптора совпали с периодом становления и постепенного созревания классицизма в европейском искусстве, однако эмоциональная сторона творчества Козловского преобладала над рационалистическими представлениями эпохи классицизма. Его наследие многогранно и разнообразно. Диапазон образов простирается от нежных и грациозных Амуров и Аполлонов до исполненных мужества и мощи Гераклов и Ахиллесов. Во всех произведениях Козловского живет внутренний порыв, пластическая идея движения. Его творчеству близки сюжеты, пронизанные пафосом высокой гражданственности, где героем становится гражданин, жертвующий собой во имя отечества и общественного блага. Памятник А.В. Суворову (Санкт-Петербург) и «Самсон, раздирающий пасть льва» (Петергоф) – самые известные работы скульптора.
Александр Васильевич Суворов (1730–1800) – великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения. После возвращения в 1799 году из Итальянского похода и знаменитого перехода через Альпы, увенчавшего русскую армию и ее полководца неувядаемой славой, император Павел I распорядился поставить статую героя, как было принято в Древнем Риме, – прижизненный триумфальный монумент. Тема была строго определена – прославить Суворова как героя войны в Италии.
Козловский обратился к языку аллегории. Он облачил семидесятилетнего генералиссимуса в стилизованные доспехи: шлем с плюмажем, рыцарские латы и развевающийся на ветру плащ. Этот парадный доспех, восходящий к западноевропейскому доспеху XVII века, в начале следующего столетия стал в изобразительном искусстве отличительным атрибутом полководца и оставался таковым на протяжении ста лет. Легкая стройная фигура мужественного, стремительного воина воспринимается олицетворением римского бога войны Марса. Воин прикрывает щитом с изображением российского герба жертвенник, стоящий позади него. На жертвеннике – папская тиара, сардинская и неаполитанская короны. Их символический смысл – победы русского оружия, одержанные под руководством Суворова, защищавшего интересы трех аллегорически представленных в памятнике государств. На трех гранях жертвенника помещены барельефы «Вера», «Надежда», «Любовь».
При всей идеализации в облике Суворова угадывается портретное сходство – в трактовке пропорций худощавого лица с крупным носом и глубоко посаженными глазами, а главное – в подвижной, стремительной фигуре. Решительное и грозное движение, энергичный поворот головы, властный жест руки, заносящей обнаженный меч, хорошо передают всепобеждающую энергию и непоколебимую волю Суворова. Фигура воина гармонично согласуется с великолепно найденными пропорциями гранитного постамента, выполненного по проекту архитектора А.Н. Воронихина.
Памятник А.В. Суворову был открыт 5 мая 1801 года, через год после смерти великого полководца.
Монумент М. Козловского, отмеченный высоким гражданским пафосом, занимает исключительное место в истории русского искусства и знаменует начало новой эпохи в развитии монументальной пластики.
Уменьшенное повторение памятника, выполненное литейщиком В.П. Екимовым параллельно с работой над самим монументом, находится в собраниях ряда российских музеев, в том числе Третьяковской галереи.