Кругликова Елизавета (1865-1941)
В баре. Иллюстрация к рассказу А.Н. Толстого «14 июля». Силуэт
1914
Размер - 13 x 20
Материал - бумага черная, наклеенная на тонкий серый картон
Техника - силуэт
Инвентарный номер - Р-3171
Приобретено у А.В. Кантора (собрание Н.В. Власова). 1979
Силуэт – искусство создавать образ при помощи ограниченного контуром плоскостного однотонного пятна на контрастном фоне. Оно требует от художника лаконизма и точности в выборе характерных деталей, чтобы сделать силуэтное изображение узнаваемым. Елизавета Кругликова владела этим искусством в совершенстве.
На этой иллюстрации к рассказу А.Н. Толстого «14 июля» представлены Алексей Николаевич Толстой (1883–1945), автор повествования, Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932), поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик, ученик Е.С. Кругликовой, и сама Елизавета Сергеевна в мужском костюме; все с партнершами, пристроившись в перерыве между танцами у барной стойки.
Рассказ А.Н. Толстого – это история о приключениях компании русских в одном из злачных мест в день, когда Париж праздновал национальный праздник, День взятия Бастилии, и еще никто не догадывался, что идут последние недели мирной жизни перед началом Первой мировой войны. Рассказ был напечатан в книге «Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой…» (Петроград, издательство «Унион», 1916), задуманной с благотворительной целью в помощь русским, оставшимся во время войны в Париже и не имевшим средств вернуться на родину. Книга была иллюстрирована монотипиями и силуэтами Е.С. Кругликовой. Для литературной части издания свои тексты предоставили К.Д. Бальмонт, А.Н. Бенуа, М.А. Волошин, Вяч. Иванов, В.Я. Курбатов, А.М. Ремизов, Н.К. Рерих, Ф. Сологуб, А.Н. Толстой, А.Н. Чеботаревская, Г.И. Чулков.
Другие иллюстрации к рассказу см. Танцующие пары, Разговор у барной стойки, Бегство