Кругликова Елизавета (1865-1941)
Печатание офорта. Автопортрет. Силуэт
1915
Размер - 22,6 x 32,1
Материал - бумага желтая, бумага черная, наклеенная на картон
Техника - тушь, кисть, перо
Инвентарный номер - Р-3099
Приобретено у Н.С. Сошальской, племянницы художницы. 1977
Елизавета Сергеевна Кругликова – мастер, чья творческая индивидуальность наиболее ярко проявилась в технике офорта. В Париже, на улице Буассонад, 17, где Кругликова жила с 1900 до 1914 года, ее офортная мастерская была центром притяжения всех русских художников, приезжавших учиться искусству гравирования. В советские годы Кругликова до конца дней оставалась общепризнанной главой ленинградской школы офорта.
В этой силуэтной композиции художница изобразила себя за работой в мастерской, в окружении привычных и необходимых для гравера предметов. Кожаным тампоном, надев перчатки, она набивает краску на поверхность офортной доски, рядом на столе палитра с разведенной краской и тряпка, которой стирают с доски ее излишки, стакан с кистями и перьями, пара уже готовых оттисков. На полке над головой множество бутылочек: краски, лаки, разнообразные растворители, кислоты; труд офортиста – весьма грязная и небезопасная для здоровья работа. На заднем плане, на фоне широкого светлого окна, высится печатный станок – главный инструмент мастера офорта.
Силуэт – искусство создавать образ при помощи ограниченного контуром плоскостного однотонного пятна на контрастном фоне. Оно требует от художника лаконизма и точности в выборе характерных деталей, чтобы сделать силуэтное изображение узнаваемым. Елизавета Кругликова владела этим искусством в совершенстве.
Этот силуэт был использован в качестве заставки к статье Кругликовой «Художественная гравюра и техника офорта и монотипии», опубликованной в книге «Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой…» (Петроград, издательство «Унион», 1916), задуманной с благотворительной целью в помощь русским, оставшимся во время войны в Париже и не имевшим средств вернуться на родину.
Другие иллюстрации Кругликовой к этому изданию см. Танцующие пары, В баре, Разговор у барной стойки, Бегство