Кругликова Елизавета (1865-1941)
Елка и болотные цветы
1928
Размер - 33,5 x 36
Материал - бумага
Техника - монотипия
Инвентарный номер - Инв.17194
Поступило из собрания М.С. Базыкина. 1931
Елизавета Кругликова много экспериментировала в области цветного офорта. Творческие поиски привели ее к оригинальному виду эстампа – монотипии. В истории западноевропейской гравюры известны два художника, работавшие в этой интересной технике: генуэзец Д.Б. Кастильоне (1616–1670) и англичанин У. Блейк (1757–1827). Однако Кругликова не была знакома с их работами и самостоятельно открыла вновь технику монотипии.
«Мне не раз задавали вопрос: почему я не просто пишу на холсте или бумаге, если хочу сделать только один экземпляр? Ответить на это довольно трудно. Во-первых, мне нравятся лихорадочность и риск этой техники, на которую я набрела случайно, печатая цветные оттиски с vernis-mou [гравюрная техника «мягкий лак»] без помощи акватинты, во-вторых, масляная краска, положенная на бумагу кистью, выделяет из себя масло, почему изолировать белые места бумаги невозможно; также никакими лессировками не достигнешь такой тонкости слоя краски, какая получается от вытирания на доске и втиснутости краски в мокрую бумагу прессом».
В натюрморте «Елка и болотные цветы» проявилась характерная особенность монотипии – мягкость тональных переходов, размытость контуров, ощущение свободного мазка, легкость. Композиционное деление листа по горизонтали отличает многие работы Кругликовой, что придает им перспективную глубину и наполняет изображение воздухом. Цветы вписаны в лист так, что отсутствие в нем свободного пространства вверху приковывает внимание к красоте и нежности соцветий.
Имя Кругликовой следует назвать в числе мастеров, определивших развитие офорта в России в начале ХХ века. Круг творческих интересов художницы был широк. Помимо работы в гравюре, она прославилась своими силуэтами, вырезанными из черной бумаги, работала как живописец, иллюстратор, сценограф, став одним из организаторов (в 1919), а также художником-оформителем Государственного театра марионеток. Незаурядный педагогический талант и профессиональная увлеченность послужили объединению вокруг нее многих художников, которых она вдохновила к занятию сложной техникой офорта и его разновидностями.