Никонов Михаил (1928-2010)
Троица
1965
Размер - 124 x 120
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6297
Приобретено у автора. 1992
Среди произведений Михаила Никонова, написанных в 1960-х годах, «Троица» является одним из самых значимых. Несмотря на исключительную экспозиционную востребованность художника – и на выставках группы «Девять», одним из лидеров которой М. Никонов был с момента основания, и на официальных выставках Союза художников, Никонов пишет картину, которая, очевидно, не была предназначена для публичного показа. Однако и выбранная тема, и формат произведения говорят о значении, которое автор придавал этому полотну.
Никонов создает «Троицу» в русле экспрессионистической традиции. Название рождает ассоциацию с библейским сюжетом, который художник разворачивает в созданной им фантасмагорической вселенной с круглящейся линией горизонта и двумя светилами на небосводе. В центре у белого стола автор помещает три разномасштабные фигуры мужчины, женщины и ребенка. Это столкновение масштабов и контрастный колорит в сочетании с открытой экспрессией мазка придают картине общее глубоко трагическое и экзистенциальное звучание.
К середине 1960-х Никонов отходит от участия в выставках группы «Девять», предпочитая показывать свои работы только избранному кругу специалистов в своей мастерской или на персональных выставках в закрытых для широкой публики научно-исследовательских институтах. Написанные в этот период картины Михаила Никонова наполнены острым чувством одиночества, которое ощущается и в полотне «Троица». На протяжении творческого пути художник будет несколько раз возвращаться к религиозным сюжетам. В 1990-х произведения «Святое Семейство», «Голова Христа» приобретают остросоциальное звучание – разворачиваются в пространстве пугающей реальности того времени.