Произведение «Городской пейзаж» относится к раннему периоду творчества художника. Именно тогда Никонов становится известен как один из ярких экспериментаторов, как новатор и авангардист.
Михаил Федорович Никонов – старший брат живописца Павла Никонова (р. 1930), вместе братья входили в число художников-шестидесятников, ведущих мастеров своего поколения. Никоновы получили лучшее для своего времени художественное образование: оба брата окончили Московскую среднюю художественную школу, затем, в середине 1950-х, Московский государственный художественный институт им В.И. Сурикова.
В начале хрущевской «оттепели» Михаил Никонов стал одним из основателей и лидеров группы «Девять» – объединения молодых художников, в искусстве которых произошло обновление художественного языка. «Городской пейзаж» представляет яркий пример новой живописи, которую Никонов показывал публике на кратковременных выставках «Девятки» в залах Союза художников в Москве и Ленинграде. По воспоминаниям очевидцев, эти экспозиции имели феноменальный общественный резонанс, а в Ленинграде выставку закрыли при поддержке сотрудников милиции сразу после вернисажа.
Что же так привлекало и удивляло в этой живописи? Во-первых, новаторский подход к классическому сюжету. Никонов пишет ничем не примечательный квартал, который можно увидеть на окраине любого города. Стандартная для того времени городская застройка не позволяет точно определить топографию, вероятно, этот пейзаж художник писал в мастерской по памяти. Но Никонов решает полотно в открытой экспрессионистической манере, смело сопоставляя на холсте яркие контрастные краски. Обращает на себя внимание и необычная композиция произведения, которая построена, скорее, по законам абстрактной живописи – на балансе цветовых пятен. Именно этот смелый новаторский подход так привлекал внимание и коллег-художников, и широкого зрителя.
Тема современного города будет волновать художника на протяжении нескольких десятилетий: в середине 1990-х в творчестве Никонова опять появится городской мотив, который становится пространством жизни людей. В конце ХХ века Никонова будет волновать социальная тема, на его полотнах городская среда становится опасной, враждебной для человека («Человек в проходном дворе», 1993), вплоть до его полного отторжения («Странник и город», 1995).