В выборе сюжетов Орловского всегда привлекало яркое и необычное. Он рисовал сцены бурных баталий, всадников, рыцарей в блестящих доспехах или воинов в старинных мундирах, проявлял интерес к Средневековью и загадочному Востоку. Его увлекала тема лихой русской езды с мчащимися тройками, каретами. Среди работ художника немало изображений ночных пейзажей, которые были одной из любимых тем романтического искусства. В таких композициях уже в самом мотиве заключался интригующий момент таинственности, неожиданности.
На акварели мы видим группу людей, собравшихся ночью у костра. Запечатленная художником сцена практически не имеет развернутого действия. Под раскидистым деревом изображены мужчины в живописных одеждах. Их лица почти не прорисованы, лишь намечены быстрыми штрихами, но при этом выразительны. Фигура человека, стоящего спиной, как бы останавливает зрителя. Взгляд невольно притягивает огромный столб дыма от костра, поднимающийся к небу. На его фоне выделяются красные отблески на стволе дерева, одеждах. Художник с большим мастерством создает в акварели атмосферу беспокойства, напряженности, тревожного ожидания. Возможно, его воображение отталкивалось от юношеских впечатлений, когда в 1794 году в Польше он принимал участие в восстании Т. Костюшко.