Лето 1878 года Шишкин провел на острове Валаам, куда начал ездить на пленэр еще во время учебы в Академии художеств, и мотив, скорее всего, подсмотрен художником именно там. Как добросовестный ботаник и почвовед, Шишкин передает на холсте природную фактуру во всем ее разнообразии, детально фиксируя облик трав, цветов, кустарников, характер поверхности земли. Эффект близости растительного мира усилен низкой точкой зрения на пейзажный фрагмент и активной композиционной вертикалью, которую подчеркивает мощный березовый ствол, ярко выделяющийся на фоне темной зеленой чащи. Почти графические приемы письма на первом плане придают живописному решению изысканную декоративность, вызывающую ассоциации с гобеленом. Вместе с тем изображение, как всегда у Шишкина, предельно реалистично по своему воздействию на зрителей. Московский врач и коллекционер И.И. Трояновский с воодушевлением писал художнику: «Ну, что говорить, я страстный любитель природы, знаток ботаники, любитель цветов <…> Вы понимаете, что я чувствую в Ваших произведениях и как я должен любить их».