Дуайен Габриэль-Франсуа (1726-1806)
Триумфальная арка Септимия Севера. Рим
Первая половина 1750-х
Размер - 12,1 x 18,9
Материал - бумага
Техника - кисть, перо, сепия
Инвентарный номер - Инв.21301
Поступило из Государственного Музейного фонда. 1927
Французский художник Г.-Ф. Дуайен, признанный современниками мастер исторической живописи, известен своими большими композициями, созданными для украшения дворцовых и храмовых интерьеров. После начала Великой французской революции в 1789 году он заключил контракт с Российским Императорским двором и, прибыв в Санкт-Петербург для преподавания в Академии художеств в 1791 году, до конца жизни прожил в России.
Этот лист относится к альбому пронумерованных рисунков (всего сохранилось 12 листов из альбома), созданных в начале его художественной карьеры во время или непосредственно после пребывания в Риме в первой половине 1750-х годов. Молодой художник получил возможность совершенствовать мастерство в центре международной художественной жизни XVIII века, выиграв конкурс Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже, профессором которой он станет позже, в 1776 году.
Доступ к наблюдению и зарисовкам античной архитектуры давал большое преимущество начинающим художникам. Он был необходим для сочинения композиций в историческом жанре, который в иерархии академических жанров ценился выше прочих и обеспечивал успешную карьеру.
Этот рисунок близок по своему небольшому формату и быстрой технике к рисунку «Лестница со скульптурным львом. Рим» (1750). Можно предположить, что он был сделан с натуры, хотя и сохраняет черты сочиненной композиции. Арка Септимия Севера показана в достаточно резком ракурсе снизу, что подчеркивает впечатление монументальности. В середине XVIII века арка еще оставалась наполовину вросшей в землю, и современников художника особенно впечатлял ее мощный аттик, который и становится центром композиции. В рисунке арка вырастает из холма, верхним краем аттика вторя диагонали его склона, густо тонированного сепией. Архитектурные сооружения фона проработаны достаточно условно. По правую сторону от арки художник изображает освещенный солнцем Капитолийский холм, повторяя реальную топографию Рима. Но слева на дальнем плане виднеются очертания сооружения, похожего на пирамиду, – условный объект, необходимый для усиления и оживления композиции с ее контрастным чередованием освещенных и затененных граней архитектурных сооружений. Контраст темного холма в нижней части листа со светлым фоном облачного неба в его верхней части усиливает монументальный эффект композиции.